Консультация для родителей "Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях"
26.10.2023
В результате посещения
коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые)
звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного
ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется
не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а
совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука
занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в
слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или
другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до
включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев
назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои
особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который
был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще,
чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута,
а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется
даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он
его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс
разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в
качестве субститута.
Таким образом, после того, как логопед научил
ребенка произносить звук, необходим контроль со стороны взрослых. Так как
ребенок больше времени проводит в детском саду, очень важна роль воспитателя в
процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять
неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо
помнить, что делать это нужно корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать
у ребѐнка негативной реакции. Помогут автоматизировать поставленный звук
специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов
с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным
звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д. Главное добиваться
чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во
время игр и в свободной деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!
Игра "Найди нужное
слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ",
если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра
развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра "Что я загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам
подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть
колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно
и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать.
Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с
определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и
конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при
правильном ответе- меняться ролями.
Игра "Чего не стало?"
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один
ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка.
Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям
предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры:
юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
Игра "Образуй родственные
слова"
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной
Игра "Посчитай-ка"
Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком.
Например: давай мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна
машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова,
которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Игра "Кто больше"
Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется
определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка
ситуацию успеха, показывая, что взрослый затрудняется в придумывании новых
слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста
игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит
только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы
или только сладкое…
Игра "Один — много"
"Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много
предметов".
Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...;
дятел — ... и др.
Игра "Чего много"
"Скажи, чего много?". Например: палуба — ..., малыш —
..., шалаш — ..., желудь — ...и др.
Игра "Знаешь ли ты?"
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком
[л] из названной тематической группы. Например:
Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи — свекла, баклажан и др.
Игра "Назови ласково
словечко"
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок,
каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....
Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад,
на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще
мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся
до автоматизма.