ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

22.09.2022

Что такое фонематический слух?

Существует две "разновидности" слуха: ФИЗИЧЕСКИЙ (способность слышать природные, бытовые звуки, музыкальный слух) и РЕЧЕВОЙ (он же фонематический) - умение слышать и различать звуки родной речи.

Наиболее чувствительным периодом для развития речевого слуха является возраст до 2 лет. И если читать простые детские стихи, потешки, знакомить с песенками, много общаться с ребенком, можно незаметно для себя развивать его фонематический слух. К 4 годам в норме ребенок различает все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое ВОСПРИЯТИЕ. К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.

Почему так важно развивать фонематический слух? Он нужен, чтобы правильно соотносить ЗВУК и БУКВУ, чтобы ребенок научился не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (отличать "мышку" и "мишку", "горку" и "корку"). Любой логопед при обследовании ребенка проверяет развитие его фонематического слуха, потому как это - важная составляющая успешного речевого развития. Нетрудно догадаться, что у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают огромные проблемы в школе. От него зависит правильное произношение, умение грамотно выстраивать предложения и фразы, согласовывать падежные окончания, число и род различных частей речи. Кроме того, это и проблемы с формированием навыка чтения. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики. Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.

Игры для развития фонематического слуха

Назови первый гласный звук.

     Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка).

Сложи звуки.

     Взрослый произносит  слог или слово  по звукам, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова целиком, например: н,о,с – «нос».

Зоркий глаз

     Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Что лишнее?

     Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Чистоговорки

     Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).Хочу такой сайт

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Назови слова на звук …

 

     Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

Поймай звук.

     Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.

Подскажи последний звук.

     Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На солнышке грелся черноухий котено…К).

Какой звук есть во всех словах?

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.09.2022

Дата обновления: 22.09.2022

Дата публикации: 22.09.2022

Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».