22.09.2022
Что такое фонематический слух?
Существует две "разновидности"
слуха: ФИЗИЧЕСКИЙ (способность слышать природные, бытовые звуки, музыкальный
слух) и РЕЧЕВОЙ (он же фонематический) - умение слышать и различать звуки
родной речи.
Наиболее чувствительным периодом для
развития речевого слуха является возраст до 2 лет. И если читать простые
детские стихи, потешки, знакомить с песенками, много общаться с ребенком, можно
незаметно для себя развивать его фонематический слух. К 4 годам в норме ребенок
различает все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое
ВОСПРИЯТИЕ. К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного
языка и слова различной слоговой структуры.
Почему так важно развивать фонематический
слух? Он нужен, чтобы правильно соотносить ЗВУК и БУКВУ, чтобы ребенок научился
не только понимать речь и говорить, но и улавливать те особенности звуков,
благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого (отличать
"мышку" и "мишку", "горку" и "корку").
Любой логопед при обследовании ребенка проверяет развитие его фонематического
слуха, потому как это - важная составляющая успешного речевого развития.
Нетрудно догадаться, что у детей с неразвитым фонематическим восприятием
возникают огромные проблемы в школе. От него зависит правильное произношение,
умение грамотно выстраивать предложения и фразы, согласовывать падежные
окончания, число и род различных частей речи. Кроме того, это и проблемы с
формированием навыка чтения. Даже записать слово правильно будет невозможно, то
есть сформируется стойкое нарушение правил графики. Эти недостатки мешают
правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим.
Игры для развития фонематического слуха
Назови
первый гласный звук.
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и
кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч
взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка).
Сложи звуки.
Взрослый произносит слог или слово по звукам, а дети проговаривают составленные
из них слоги и слова целиком, например: н,о,с – «нос».
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии
которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»…
Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за - уходи домой, ко... (за).
Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).
Де-де-те - сядем в темно... (те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Назови слова на звук …
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
Поймай звук.
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по
коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т.д.), когда он услышит слово, в
котором есть заданный звук.
Подскажи последний звук.
Взрослый предлагает детям договаривать последний согласный звук (На
солнышке грелся черноухий котено…К).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и
тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во
всех этих словах.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.09.2022
Дата обновления: 22.09.2022
Дата публикации: 22.09.2022