Роль нейропсихологических технологий в развитии познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ

10.12.2024

Роль нейропсихологических технологий в развитии          познавательных процессов у дошкольников с ОВЗ

        Особые образовательные потребности у детей с ОВЗ обусловлены в том числе закономерностями нарушенного развития: трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми; нарушениями развития личности; меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации; недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов); недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации); замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью.

      Данные закономерности необходимо учитывать педагогам при построении и реализации индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ, условий его обучения и воспитания.

      Перед педагогами дошкольных образовательных организаций, работающих с детьми со статусом ОВЗ, встаёт много непростых задач по выработке и выбору приемлемых средств и способов активизации и стимулирования познавательной сферы детей с нарушениями в развитии.

        Порой применение в работе с детьми общепринятых методов и приемов невозможно в силу особенностей таких детей. Но активизировать и мотивировать их на работу просто необходимо. В этом случае очень успешным становится применение в психолого-педагогической практике нейропсихологических игр и упражнений, выполнение которых под силу даже самому слабенькому малышу. Один из главных принципов в работе здесь – «от простого к сложному».

        Нейропсихология – междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки (отрасли медицины), нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Другими словами, нейропсихология изучает, какие участки и процессы в мозге отвечают за высшие психические функции: восприятие, память, внимание, мышление, речь, а также как происходит получение и обработка информации, поученной мозгом из окружающего мира.

       Нейропсихологические игры относят к одной из наиболее эффективных методик помощи детям с различными видами нарушений. Это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через движения тела воздействовать на мозговые структуры, и, таким образом, без использования медикаментов воздействовать на дисфункции головного мозга.          

         Простыми словами, при выполнении нейропсихологических игр и упражнений у ребёнка в головном мозге формируются новые нейронные связи, по которым «бегут» электрические импульсы, обеспечивающие стимулирование таких мозговых зон, которые связаны с мышлением, речью, вниманием, памятью и другими психическими процессами.

        Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающим. Данный подход предполагает коррекцию психических процессов ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным.

         Всем нам хорошо известно, что человеческий мозг состоит из двух полушарий. По физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. 

         Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

       Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.     

      Нарушается пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.

В чем же польза нейроигровых технологий? Они направлены на развитие:

  • разных видов восприятия,
  • внимания,
  • памяти,
  • формирование пространственных представлений,
  • умения прогнозировать результаты своих действий,
  • умения делать выводы, учитывая сразу несколько условий.

         Благодаря им ребенок учится чувствовать пространство свое тело; у него развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение); постепенно формируется правильное взаимодействие ног и рук; развивается слуховое и зрительное внимание; ребенок учится последовательно выполнять действия. И результатом это становится то, что «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

         Для наибольшей эффективности занятий были разработаны определённые принципы коррекционной работы с применением нейроигр.

1. Принцип «от простого к сложному» (на начальных этапах работы ребенку предлагают самые простые упражнения без речевого сопровождения, если это вызывает трудности у ребенка.

2. Целесообразно применять нейроигры в начале занятия для активизации мозговых процессов.

3. Нейроигры ни в коем случае не заменяют процесс стандартного обучения (они используются параллельно с задачами обучения).

Можно выделить основные условия эффективности применения в коррекционной работе нейропсихологических технологий:

- Педагог должен свободно владеть упражнениями.

- Новые упражнения разучивают сначала поочерёдно каждой рукой, затем двумя руками вместе.

- Периодичность - ежедневно, без пропусков.

- Время занятий – утро, день.Хочу такой сайт

- Занятия проводят как в индивидуальной, так и в групповой формах.

- Продолжительность занятий от 10- 15 минут.

- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- Внутри комплексов упражнения можно менять местами.

- От детей требуется точное выполнение упражнений.

- Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.

- Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

 Нейропсихологические технологии состоят из следующих игр и упражнений:

1.   Кинезиологические упражнения.

2.   Глазодвигательные упражнения.

3.   Нейроигры с мячом.

4.   Нейроигры с карточками.

5.   Дыхательные упражнения.

6.   Растяжки.

7.   Функциональные упражнения.

8.   Релаксационные упражнения.

9.   Когнитивные упражнения.

10.               Компьютерные игры.

11.               Нейроигры с балансировочной доской.

       Все приведенные нейроигры объединяет то, что ребенок при их выполнении осуществляет несколько различных движений, а также сопровождает их речью и определенными волевыми усилиями, что, несомненно, развивает и самоконтроль ребенка.

      По наблюдениям педагогов, работающих с детьми со статусом ОВЗ, регулярное использование в коррекционной работе нейропсихологических технологий позволяет активизировать познавательный потенциал детей, развить высшие психические функции, речевые способности.      

      Нейротехнологии способствует совершенствованию звукопроизношения детей, обогащению словарного запаса, развитию фонематического слуха, чувства ритма, способности к самоконтролю, произвольной саморегуляции, освоению пространства вокруг собственного тела. Важно добавить, что нейроигры являются хорошей профилактикой нарушений письма и чтения для будущего школьника.

 

 

Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».