Консультация для педагогов "Формирование навыков учебной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ

10.11.2024

Формирование навыков учебной деятельности у детей с ОВЗ

 

 

Учебная деятельность – это деятельность, в процессе которой индивид овладевает способами учебных действий, и которая направлена на активное получение знаний, умений и навыков. Кроме того, этот вид деятельности помогает личностному развитию и является ведущим для обучающихся начальной школы. В дошкольном возрасте учебная деятельность имеет своеобразную форму – это обучение в дидактической игре, где также имеется учебная задача. Однако у детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются:

-   несформированность внутренней позиции;

-   психоэмоциональная незрелость, низкая познавательная активность;

-   дефицитарность произвольных видов деятельности;

- нарушения речевого развития. 

Это вызывает трудности адаптации к обучению в школе, формированию учебных умений и навыков. Как правило, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не могут понять значимость и необходимость обучения, у них снижена учебная мотивация. 

Один из важных ожидаемых результатов деятельности – это обучение ребёнка учиться самостоятельно.

Поэтому особенности формирования учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного и младшего школьного возраста, количество которых увеличивается с каждым годом из-за ряда причин, является актуальной на современном этапе. 

Как действовать педагогу в направлении формирования учебной деятельности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?

1. Формировать учебную мотивацию.

2. Формировать          умение       определять          учебную     задачу (система упражнений, в ходе которых ребёнок осваивает определённые действия).

3. Формировать          учебные     действия (педагогические     и психологические), которые обучающийся должен использовать при усвоении учебного материала.

4. Обучать самоконтролю. Без самоконтроля невозможно сформировать учебную деятельность.

5. Использовать оценку как вербальную, так и невербальную, которая определяет положительный результат и является пусковым механизмом учебной деятельности.

Учебную мотивацию следует стимулировать, например:  «Ты хорошо ..., но кое-что нужно сделать ещё, нужно…», закреплять, используя занимательный материал, поиск самих обучающихся. Каждая деятельность по окончании должна обеспечить личный опыт и умение самооценки. В ходе выполнения учебной задачи ребёнок проходит все этапы формирования учебной деятельности. Вначале учебную деятельность контролирует педагог, потом обучающиеся сами контролируют себя.

       Использование карточек

         Разным ученикам предлагаются различные по цвету карточки. Карточки жёлтого цвета содержат повышенный уровень заданий, зеленого цвета – средний уровень, карточки красного цвета предназначены для учащихся, испытывающих затруднения, это помогает закрепить успех выполнения задания и повысить желание учиться.

 Хочу такой сайт

 

Использование специальных игр и упражнений

Желательно использовать в ходе занятия специальные игры и упражнения, например:

Игровое упражнение «Художник и карандаш» (возраст от 5 лет)

Цель: формирование внутреннего плана, самоконтроля учебной деятельности.

Предлагается разбиться на пары или организуются пары из сидящих рядом обучающихся: 1 – художник, 2 - карандаш. «Художник» дает задание «карандашу», куда вести линию, не глядит на рисунок. «Карандаш» точно выполняет команду. «Художник» рисует не сам, а при помощи «карандаша», подавая ему команды. Задача «Художника» нарисовать прямоугольник, лодку, дерево, домик. 

Упражнение «Разведчики» (возраст 7 лет)

Цель: формирование произвольности деятельности.

Педагог    предлагает обучающимся     превратиться       в        разведчиков, договориться о системе символов, «разведчики» зашифровывают информацию. Система символов может быть любой: рисунки, цифры, знаки препинания.     Например: 1 2 3 4 (Марш)                                                                                                                        

Упражнение «Закончи рассказ» (возраст от 5 лет)

Цель: формирование умения прогнозировать.

                   Ребенку    предлагается    незаконченный    рассказ.    Ставится     задачу:

закончить и объяснить, почему окончание именно такое. Например: «Наступило лето. Солнце поднимается высоко над горизонтом. По утрам часто...».

Использование игровых упражнений способствует более эффективному формированию структурных частей учебной деятельности.

Следует помнить: если «эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмоционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху, к пониманию учебной деятельности. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем поощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи». 

 

Литература: 

1.     Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: ИПП, 2011. - 214с.

2.     Новиков А.М. Методология учебной деятельности. – М.: Эгвес, 2005. - 176 с.

 

Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».