14.10.2024
Нейропсихологические
методы и приемы в развитии детей дошкольного возраста
Трудности
при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а
вследствие особенностей развития головного мозга современных детей.
Очень часто врачи-неврологи стали ставить
детям диагнозы ММД, СДВГ. Такие дети имеют проблемы не только в речевом
развитии: у них в той или иной степени нарушены внимание, память, восприятие,
имеются проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся
нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик.
Нейропсихологические методики представляют собой
совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных
функций головного мозга.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного)
подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой
технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных
психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и
эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи
указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр
Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе
относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая
телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на
музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов
как речь и мышление.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного
развития межполушарных связей, а сензетивный период для развития приходится на
дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще
окончательно не сформирована.
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма
человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг.
Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к
эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Прежде чем приступить к упражнениям, рассмотрим, как
работает наш мозг. Для этого условно разделим его на две части: левую и правую.
Левое полушарие мозга отвечает за управление правой
половиной тела, а правое полушарие мозга – левой, то есть когда мы действуем
правой рукой – активизируется левое полушарие, а когда действуем левой рукой,
то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. левое
полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое –
пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то
более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и
молчим – активно работает правое полушарие.
Распределение активности между полушариями постоянно
чередуется, максимальная же эффективность мозга достигается в момент
одновременной активности обоих полушарий.
Подводя итог выше сказанному, главной задачей для
настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса
активности между левым и правым полушариями.
Современная психолого-педагогическая практика предлагает
множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей.
Благодаря проведению нейропсихологической гимнастики у ребенка повышается
работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий,
а мозг переключается в интегрированный режим работы.
А чтобы все развивалось гармонично, нужно всего лишь
научиться работать обеими руками, левой так же хорошо, как и правой.
Также для успешного обучения и развития ребенка одним из
основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого
тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие).
Межполушарное воздействие необходимо для координации
работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие
слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении
детей дошкольного возраста, так как при наличии несформированности
межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией
между левым и правым полушарием, каждое из которых постигает внешний мир
по-своему. Использование в работе с детьми специально подобранных заданий, игр
и упражнений позволяет расширить границы межполушарного воздействия.
Название
«кинезиология» происходит от греческих слов «кинезис» (kinesis), «движение» и
«логос» (logos), «наука». «Кинезиология» - это наука о движении, о движении
мышц.