Консультация
учителя-дефектолога
«Особенности
развития познавательных процессов у детей с ЗПР»
Дети с
особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении
специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их
воспитании и обучении.
Дошкольники
с задержкой психического развития (далее ЗПР) – это дети с нереализованными
возможностями, так как все основные психические новообразования возраста
формируются у них с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
Особенности развития познавательных процессов у детей
с ЗПР
1. Особенности внимания:
неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и распределение.
Для детей с ЗПР характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.
2. Для ЗПР характерны недостаточность, ограниченность,
фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии
восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории несколько затруднен:
снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в
узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых
(зашумленных) или наложенных друг на друга изображений предметов.
3. Память.
Снижена продуктивность запоминания, ограничен объем памяти и снижена ее
прочность. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с
произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение
кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с
трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие
задачи.
При
запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из текста, не
чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность
воспроизведения и быстрая утеря информации.
4. Мышление.
Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых
видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер
деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию
новых образов.
Особенности мыслительной деятельности у детей
с задержкой психического развития дошкольного возраста:
- низкая познавательная активность, слабость
мыслительных процессов,
- боязнь интеллектуального напряжения, вплоть до
отказа от задания,
- отсутствие познавательного интереса (ребенок не
желает учиться, ставить перед собой определенную цель познавательного характера
и т.д.),
- нарушение динамических сторон мыслительных
процессов,
- несформированность умственных операций анализа,
синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом
дается выполнение таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой
выбор», «4-й лишний», «Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом»,
- у дошкольников данной категории позднее, чем у их
нормально развивающихся сверстников, формируется словесно-логическое мышление:
дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а производят процесс
обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным признакам, сравнивая
предметы дети сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении
признаков различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из
целого, трудности в пространственном оперировании образами,
- в целом, замедлен процесс формирования мыслительных
операций.
5. Речь.
Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки
фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный характер и входят в
структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от
возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в
звуковой действительности речи; недостаточность произношения, обусловленная
вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован фонематический слух,
лексика и грамматика. Отмечаются трудности в понимании сложных инструкций.
Дети
с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены в специализированные
сады или группы компенсирующей направленности для детей с задержкой
психического развития дошкольного возраста.
Основной
целью коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с ЗПР является
формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития
зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого
ребенка.