15.03.2023
Мы все знаем, что дошкольный возраст
- это период активного освоения норм морали, формирования нравственных
привычек, чувств, отношений.
На
этом этапе взросления психика дошкольника податлива и эластична. В эти годы
ребёнок склонен к эмоциональной отзывчивости, к подражанию. Хотя, конечно, не
всегда умеет разобраться в том, чему следует подражать. Именно в дошкольные
годы закладываются в уме и сердце ребёнка нравственные чувства. В это время
родители должны воспитать в ребёнке отзывчивость и деликатность по отношению к
другим людям, заботливость, тактичность и сочувствие к сверстникам и взрослым,
ко всем людям.
Одной из важных задач на данном этапе
является задача овладение основами культуры поведения, формирование привычки
вежливого отношения к окружающим. В младшем дошкольном возрасте у детей
воспитываются навыки вежливости, бытовой культуры, совместной игры. В среднем
дошкольном возрасте — вырабатывается привычка постоянно выполнять данные правила:
здороваться, прощаться, благодарить за услуги и т.д. Чтобы
понять, нужны ли волшебные слова сегодня, достаточно ответить на простой
вопрос: кому вы скорее пойдете навстречу, человеку, который сказал: «Эй, на
билет передай» или тому, кто попросил: «Будьте так любезны, передайте,
пожалуйста, на билет»?
Что же такое «Вежливость»?
Со временем знание правил поведения и
умение быть любезными с другими людьми стало признаком благородного
происхождения. Согласно словарю Ожегова, сегодня «вежливый» означает «соблюдающий
правила приличия, воспитанный, учтивый».
В
современном мире, который отличается высокими скоростями, кажется, нет времени
обмениваться любезностями. К тому же по поводу вежливости накопилось множество
афоризмов, отстаивающих прямо противоположные позиции. Взять хотя бы
«Вежливость — это хорошо организованное равнодушие» Поля Валери или «Вежливость
— это открыто признанная фальшивая монета» Шопенгауэра. Но как бы ее не
называли авторы афоризмов, сами они уж точно не отказывались от вежливости, а
это что-то да значит.
В
ответ на эти высказывания можно сказать, что вежливость давно подтвердила свою
волшебную силу. Это технология, работающая тысячи лет. Благодаря ей
человечество достигло современного уровня кооперации, торговли и дипломатии. А
вот нравственное, ценностное и эмоциональное наполнение технологии зависит от
того, кто ее использует. У равнодушного человека и льстеца она — хорошо
организованное равнодушие и лесть. В устах великодушного и уважающего других
человека — это искреннее внимание и благодарность.
Вежливость
– это нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью
обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность
найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается
выражением хороших манер и знания этикета.
С
тем, что вежливость – это очень важное качество культурного человека, пожалуй,
согласятся многие мамы и папы. Часто родители в своих мечтах представляют детей
настоящими маленькими «леди» и «джентльменами».
Но,
не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на
окружающих. Поэтому родители стараются привить ребенку вежливость с самых
ранних лет.
Обучая детей правилам вежливости шаг за
шагом: надо проявлять уважение к другим людям своими поступками и своими
словами, например, со взрослыми не говорят так, как с приятелями; надо с
уважением относиться к имуществу потому, что оно им дорого и они будут
огорчены, если его кто-то испортит.
Когда же можно начинать прививать
малышу нормы вежливости?
Ребенок
с самых первых дней живет и воспитывается в определенной среде, и, как губка,
впитывает ее особенности. Путь, который проделывает ребенок за первый год
жизни, огромен: от крохотного малыша до человечка, способного общаться и
находить контакт с окружающими его людьми. И именно в это время закладываются
первые нормы вежливости.
- Как же это происходит, ведь ребенку пока невозможно их объяснить? Бытует мнение, что там, где нет открытых чувств, используется вежливость. А там, где есть любовь, нет смысла в вежливых словах: любящие люди друг друга и так поймут. Однако вежливость можно назвать спасительной и до брака, и в браке. В ссорах она помогает удержаться от оскорблений, оставляя возможность помириться. В любви вежливые слова позволяют смягчить требования до состояния просьбы. А, как известно, «любовь не требует, она просит и благодарит».
Он
их усваивает, видя, как общаются между собой и с ним его родные люди.
Ребенок
– как глина: что слепишь, то и будет. «Шаблон вежливости» – это стиль отношений
в семье. Поэтому главный этап в воспитании вежливости ребенка – это
демонстрация ему правильного примера взрослыми.
« Как помочь ребёнку быть вежливым»
1. В обязательном порядке
употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где
они необходимы.
2. Убедите окружающих
ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребёнку
«волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например ,«дай
мне», без слов «пожалуйста».
4. Здоровайтесь, прощайтесь
и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
5. Вместе с ребёнком
разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например:
«Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
6. Учите вежливости
вежливо!
Памятка для родителей.
«Как научить ребёнка не перебивать
взрослых»
Заранее договоритесь с ребёнком о том, что
когда к Вам придёт гость и Вы будете с ним разговаривать, малыш,
например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните
то, что ребёнок хочет Вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда
закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он
хочет Вам сказать.
1. Не используйте такие
фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие
мальчики так делают» и т. д.
2. Научите вежливым
способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден
прервать Вас» — может стать поистине волшебной.
3. Будьте примером для
ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
4. Учитывайте возраст: чем
младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
5. Хвалите ребёнка за то,
что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
6. Сами никогда не
перебивайте ребёнка!