14.02.2023
Если другой
ребенок хочет взять у вашего игрушку, а тот сопротивляется:
►заговорите с
подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то
нейтральное («ой, какое у тебя платье красивое…»);
►предложите
поменяться игрушками или дайте другую, не такую «дорогую сердцу» игрушку (нужно
брать несколько таких игрушек с собой);
►вовлеките детей в
совместную деятельность: «Посмотрите, какую башенку из камешков я строю,
подавайте мне камешки, вместе у нас получится большая красивая башня…»
Когда неловкая ситуация преодолена,
ваш малыш не устроил истерику, а может даже согласился дать подержать игрушку,
обязательно отметьте его правильное поведение, скажите, что вам было приятно
видеть, как он делится с другими (просит разрешения взять чужую игрушку). Не
забывайте хвалить малыша за проявленную им доброту и щедрость.
Дома читайте сказки, рассказы,
истории о том, как плохо жадничать и как хорошо делиться.
Если конфликт
уже произошел:
►не кричите на
ребенка, не шлепайте, в возбужденном состоянии малыш не воспринимает
объяснения, поэтому сначала детей нужно развести и успокоить;
►спокойно скажите,
что пора идти домой (в магазин и т.д.), после чего берите в охапку свое чадо с
его сокровищами и не спеша покидайте «поле боя» после того, как малыш
успокоился, можно обсудить ситуацию, здесь также будет уместна сказка или
история по теме;
►если дети дерутся
или плачут, надо проявить терпение и мудрость, развести в разные стороны, можно
попробовать отвлечь припрятанной и внезапно появившейся игрушкой.
Не берите на улицу дорогие игрушки,
потеря или поломка которых расстроит Вас и ребенка. Также не стоит брать
любимые и новые игрушки — только «насладившись собственностью» малыш сможет
поделиться ею с другими.
Как
помочь ребенку научиться делиться?
Добрым и щедрым может быть человек,
у которого есть чувство собственности. Он отдает не потому, что так надо, а
потому, что хочет доставить радость и самому порадоваться вместе в другими.
Можно вымуштровать ребенка так, что он будет отдавать, потому что должен, но в
этом случае он будет чувствовать неудовлетворенность, противоречие между
эмоциями и действием.
Очень важен пример близких
людей — мамы, папы, бабушки, старшей сестры. Если в семье принято дарить
подарки друзьям, помогать родственникам, оказывать безвозмездные услуги (помощь
старой бабушке-соседке), благотворительность (даже такая малая, как милостыня
на улице) — ребенок будет уверен, что такое поведение не подвиг, а «обычное
дело».
Поговорите с ребенком, что из
игрушек, вещей он может отдать, подарить соседскому ребенку, в бедную семью и
т.д. Спросите, почему именно эту вещь он выбрал. Если вы видите, что малышу
действительно не жаль расстаться с игрушкой, он не сомневается в своем выборе,
наступает время дарения. Важно, чтобы человек, которому отдали вещь, был
искренне благодарен, сказал добрые слова дарителю (если это ребенок, взрослые
должны помочь).
Уже в 2 года малыш может делать
подарки близким своими руками. Здесь несколько положительных моментов: ребенок
творит, старается сделать подарок конкретному человеку, он получает
удовольствие оттого, что другие высоко оценили его старание, ему легче
расстаться со своим произведением. Можно сделать картинку, закладку для книги,
открытку и т.д. (естественно, пока с активной помощью взрослого).
Привлекайте ребенка к выбору
подарков и к процессу вручения. Важно, чтобы подарок не оказался для вашего
ребенка тем, что ему очень хочется иметь. Пусть ребенок участвует в
поздравлении, услышит слова благодарности от получателя.
Желательно, чтобы у ребенка был широкий круг общения, в дом часто приходили
гости, он сам ходил в гости.
Обыгрывайте различные
жизненные ситуации: день рождения мишки (приходят гости с подарками, он
встречает, угощает, развлекает) и др.