игры и упражнения для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

25.01.2023

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Игровое упражнение «Шкатулка Феи сказок»

Цель: формирование нравственных качеств.

Педагог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои разных сказок.

– Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы, что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится.

Можно «спрятать в шкатулке героев одной сказки (например, «Снежная Королева»). Рассказать и изобразить хороших и плохих героев.

Игровое упражнение «Волшебный стул»

Цель: осознание уникальности и неповторимости каждого человека.

Один ребенок садится на отдельный стул в середине круга. Для того, кто садится на этот волшебный стул, произносятся самые лучшие слова и пожелания, называют его самые лучшие качества характера.

Упражнение «Объясни пословицу»

Цель: формирование умения выделять нравственный аспект поведения.

Дети должны дать свое объяснение смысла пословиц. Спрашивать необходимо по очереди. Например, пословицу «Тише едешь – дальше будешь» дети интерпретируют так«Надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь»«Это значит – нельзя спешить». А иногда объяснение одной пословицы представляет собой другую«Семь раз отмерь, один отрежь».

Пословицы:

1. «Дело мастера боится».

2. «Всякий мастер на свой лад».

3. «На все руки мастер».

4. «Без труда и в саду нет плода».

5. «Каков уход, таков и плод».

6. «Больше дела – меньше слов».

7. «Всякий человек у дела познается».

8. «Без дисциплины жить – добру не быть».

9. «У кого сноровка, тот и действует ловко».

10. «Без начала нет конца».

11. «Без порядка толка нет».

12. «Без работы пряников не купишь».

13. «Глаза боятся – руки делают».

14. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».

15. «Без труда нет добра».

16. «Терпение и труд все перетрут».

17. «Будешь книги читать – будешь все знать».

18. «Дом без книги, что без окон».

19. «Хлеб питает тело, а книга питает разум».

20. «Где ученье – там уменье».

21. «Ученье и труд вместе живут».

22. «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

23. «Почитай учителя, как родителя».

Упражнение «О вкусах не спорят»

Цель: осознание собственной уникальности и неповторимости.

Работа ведется в кругу. Ведущий просит участников по очереди ответить на следующие вопросы:

– твое любимое занятие;

– твой любимый цвет;

– твое любимое животное;

– твой лучший друг;

– я хочу быть;

– твоя любимая одежда;

– твое любимое время года;

– твой любимый герой;

– любимая игра и т. п.

В заключение делается вывод о неповторимости внутреннего мира каждого человека.

Задание «Спутанные сказки»

Цель: формирование умения оценивать поступок с нравственно-этической стороны.

Ведущий:

– Оказывается, по-новому можно взглянуть на старые сказки, например, на сказку «Три медведя». Почему мы считаем, что три медведя были несправедливы к Машеньке? Разве не она ворвалась к ним в дом и съела их завтрак? Давайте попробуем рассказать историю о Машеньке и трех медведях с точки зрения медведей. Дети рассказывают сказку с точки зрения семейства медведей.

Ведущий:

– В сказке «Приключения Буратино» Буратино увел кукол у Карабаса Барабаса, издевался и насмехался над ним и в конце концов полностью разорил его. Расскажите эту историю с точки зрения Карабаса-Барабаса. Дети рассказывают сказку с точки зрения Карабаса-Барабаса.

Ведущий:

– Маленький мальчик, который кричал«Волк!»имел немало проблем: никто из жителей города не верил ему. Переделайте эту историю и сделайте из мальчика героя. Дети переделывают сказку. Ведущий. Перескажите историю о трех маленьких поросятах с точки зрения голодного волка. Разыграйте ее. Дети выполняют задание.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Задание «Сделай, как покажу, или скажу»

Цель: формирование умений действовать по заданному правилу, навыков самоконтроля.

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

• квадрат из треугольников по заданному образцу;

• елочку из треугольников;

• узор из разных геометрических фигур;

• композицию из разных геометрических фигур.

Можно разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой : взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома ребенку, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец) – нужно собрать пирамидку в соответствии с образцом.

Затем задание усложняется. Например, взрослый дает ребенку карточку с нарисованными не закрашенными кружочками и предлагает их закраситьориентируясь на образец:5н – красный, 4 – синий, 3 – желтый, 2 – коричневый, 1 – черный.

Игровое упражнение «Слово-секретик»

Цель: формирование навыков самоконтроля и саморегуляции; развитие слухового восприятия, памяти, мышления.

Педагог:

– Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов – это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т. д.

Правила можно менять:

• Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].

• Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.

• Нельзя повторять названия животных.

• Нельзя повторять имена девочек.

• Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов и т. д.

Можно организовать игру с одновременным использованием двух правил, например:

• Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.

• Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет, надо отмечать их двумя хлопками.

Задание «Два дела сразу»

(для читающих дошкольников)

Цель: формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Педагог:

– Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и

про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Правила чтения можно менять:

• Произносить вслух каждое третье слово.

• Произносить вслух последнее слово в предложении.

• Произносить вслух все имена собственные.

• Произносить вслух все слова, начинающиеся, например, на звук [к].

Если ребенку трудно справиться с заданием, нужно ему помочь, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Игровое упражнение «Запрещенные слова»

(аналог русской народной словесной игры «В барыню»)

Цель: формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.Хочу такой сайт

Выбирается ведущий. (При ознакомлении с игрой роль ведущего берет на себя педагог).

Ведущий:

– Барыня купила туалет. В туалете сто рублей, что хотите, то купите, «ДА» и «НЕТ» не говорите, черное и белое не покупайте.

Затем начинает задавать «каверзные» вопросы, пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова, например:

– Ты хочешь купить черное платье?

– Я хочу купить зеленое платье.

– Это будет бальное платье?

– Бальное.

– Твое зеленое платье должно быть длинным?

– Да. (Ой)

Проигрыш: надо было сказать, например, «разумеется».

Это игра, с одной стороны, вырабатывает умение задавать вопросы, а с другой – развивает внимание у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить, и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много – это откровенная проверка внимания.

Например:

– Ты сегодня завтракал?

– Твоя прическа тебе нравится?

– Ты сегодня не опоздал в детский сад?

– Ты левша?

– Ты любишь кино?

Игровое упражнение «Разведчики»

Цель: формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.

Материал: мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой.

Педагог:

– Кто первый желает проверить свою наблюдательность – пожалуйста, прошу к столу!

Игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом.

Педагог:

– Что изменилось в расположении предметов? Какие из них были переложены?

Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Игровое упражнение «Топ-хлоп»

Цельразвитие внимания, памяти.

Педагог произносит фразы-понятия – правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное – топают.

Например«Летом всегда идет снег»«Картошку едят сырой»«Ворона – перелетная птица».

Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Упражнение «Лишнее слово»

Цельразвитие слухового восприятия, мышления.

Детям предлагается найти лишнее слово из предложенной серии слов :

– Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.

– Секунда, час, год, вечер, неделя.

– Малина, клубника, яблоко, земляника, черника.

– Бабочка, шмель, стрекоза, муравей, муха.

– Книга, портфель, чемодан, кошелёк.

– Голубь, сорока, ворона, пингвин, ласточка.

Вариантов может быть множество.

Упражнение «Юные изобретатели»

Цельразвитие мышления, воображения.

Педагогом задается какой-нибудь предмет, необходимо назвать как можно больше способов его применения. Причем, можно называть способы, взятые из реальной жизни и способы придуманные.

Игровое упражнение «Исправь ошибку»

Цельразвитие слухового внимания.

Предлагаются предложения с неудачно употреблёнными словами, которые детям необходимо заменить более подходящими.

• Под ногами тихо трещали опавшие листья.

• Школа учит ребят быть умными, смелыми, трудовыми.

• Врач вворачивает жизнь людям, вылечивает их.

• На первое подали рыбий суп.

• Дети поют хором песня и др.

Задание «Нарисуй картину из палочек»

Цель: формирование умения схематически изображать предметы с помощью палочек, абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основной признак предмета.

Педагог одну за другой раздаёт карточки со схематическим изображением предметов (от простого к сложному). Дети выкладывают рисунки с помощью счётных палочек.

За каждую правильную фигуру – жетон.

Игровое упражнение «Четыре стихии»

Цельразвивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.

Дети стоят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами«земля» – руки вниз, «вода» – руки вперёд, «воздух» – руки вверх, «огонь» – вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

Темп упражнения постепенно ускоряется.

Задание «Слушай и исполняй»

Цельразвитие слухового внимания, памяти; формирование умения действовать по инструкции.

Ведущий называет несколько действий, но не показывая их. Разрешается повторить это задание 1-2 раза. Затем дети должны изобразить эти действия в своих движениях в той последовательности, в какой они были названы ведущим.

Задание 1. Повернуть голову направо, повернуть голову прямо, опустить голову вниз, повернуть голову прямо.

Задание 2. Поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.

Задание 3. Повернуться налево (на 90 градусов, присесть, встать.

Задание 4. Поднять правую ногу, стоять на одной левой ноге, поставить правую ногу.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Игровое упражнение «Волшебный платок»

Цель: совершенствование навыков невербального общения.

Материал: большой однотонный платок, карточки с заданиями.

Ведущий раздает карточки с заданиями : с помощью платка нужно изобразить бабочку, принцессу, волшебника, бабушку, фокусника, морскую волну, больного и т. д.

Каждый из участников с помощью платка должен изобразить того персонажа, который указан на его карточке, остальные угадывают. Важно, чтобы каждый принял участие в игре. Ведущему нужно поощрять к участию робких, стеснительных ребят.После проведения игры желательно провести обсуждение возникших чувств, которые испытали участники.

Упражнение «Рукавички»

Цель: обучение эффективной совместной деятельности.

Материал: вырезанные из бумаги рукавички по количеству участников игры. На каждой паре контуры различного орнамента. Наборы красок, фломастеров, мелки, кисти.

Ведущий по залу разбрасывает рукавички. Дети берут одну рукавичку и ищут свою пару. Нужно как можно быстрее договориться с партнером, и совершенно одинаково раскрасить обе рукавички. В ходе выполнения ведущий наблюдает за парами, как они организуют совместную работу, как делят материал, как договариваются. В конце идет обсуждение.

Задание «Тень»

Цель: формирование навыка взаимодействия с партнером.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – «зрители». Один ребенок – «путник», другой – его «тень»«Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

Педагог стимулирует «путника» к выполнению разных движений«сорвать цветок»«присесть»«поскакать на одной ноге»«остановиться и посмотреть из-под руки» и т. д.

Задание «БОЛЬШОЙ PUZZLE»

Цельразвитие способности устанавливать контакт с партнерами, умения добиваться конечной цели, четко сформулированной.

Материал: большая красочная картина, разрезанная на множество мелких деталей (по числу играющих, или в 2-3 раза больше, чем участников).

Педагог раздает каждому участнику по 1-2-3 карточки. Задача группы – собрать общую картину.

Можно усложнить условия игры, ограничив время выполнения задания. Можно провести игру в подгруппах, каждая из которых собирает свою картину. Можно ввести запрет на вербальное общение.

Можно провести игру в 2 этапа: 1 этап – вербально, 2 этап – невербально.

Во время обсуждения участники делятся впечатлениями о том, что мешало и что помогало при выполнении задания.

Используемые источники:

1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению / Т. В. Ананьева – СПб: Детство-Пресс, 2011.

2. Артишевская И. Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников / И. Л. Артишевская. – М. : Книголюб, 2009.

3. Волков Б. С. Готовим ребенка к школе, 4-е изд., перераб. и доп. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова – СПб. : Питер, 2009

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».