10.02.2022
«Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые
ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая,
обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, - именно этот
принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Только
тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у
взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.
Часто родители допускают одну из характерных ошибок
– подходят к ребё нку с заниженными требованиями: «Уступите маленькому», «Это
только ему, как самому маленькому» - то и дело слышит ребёнок.
Он воспринимает это как должное, как своё неоспоримое право. С него как бы
снимается ответственность за капризные притязания.
Если ребёнок не знает
ограничений, если в семье все подчинено его интересам, то, хотят родители или не хотят, они невольно растят
эгоиста. А эгоист, как известно, всегда идёт на поводу собственного «я», до других ему дела нет! Попробуйте такому ребёнку
в чем-то отказать, чего-то не разрешить, и он ответит вам бурей капризов,
упрямством, а то и упадёт на пол, катаясь в истерике. А уж против этого
безоружны многие родители, они
непременно уступят – это хорошо знает избалованный ребёнок.
Более успешно идёт воспитание
нужных качеств в ребёнке, если он правильно воспринимает ограничения. Только
своевременно воспитанные малыши, в дальнейшем смогут самостоятельно управлять
своими желаниями и поступками, не выходя за рамки дозволенного. Сдержанность,
умение вести себя нравственно формируются
с малых лет. Ребёнок, не приученный к этому в детстве, с трудом приобретает
нужные качества в более поздние годы.
…Ребёнок растёт, умнеет, обретает
способность к волевым усилиям. И здесь нельзя упустить момент,
когда к понятиям «нельзя» и «можно» прибавляется ещё одно
– «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо,
нужно для тебя, для окружающих. «Надо», «надо», «надо» - то и дело сталкивается
ребёнок с этим словом.
Чувство ответственности за
выполнение своих, пусть совсем не сложных обязанностей (которые непременно должны быть у ребёнка) не
приходит само по себе. Оно формируется всей предшествующей жизнью и начинается
со знакомства с понятием «надо». Ведь даже трехлетние дети по
опыту знают, что делать приходится не только то, что хочется, но и то,
что надо. «Не хочу, чтобы папа и мама уходили на
работу, но для взрослых это обязательно. И с этим нельзя не считаться!», «Не хочу принимать
лекарство, но надо, иначе
скоро не выздоровеешь», «Не хочу после себя убирать игрушки, но в доме существует правило: все и всегда убирают за
собой».
В. А. Сухомлинский говорил: «Человеческая жизнь начинается с
того момента, когда ребенок уже делает не то, что хочется, а то, что надо делать
во имя общего блага. Чем раньше входит в человеческую жизнь понятие долга, формируя другие, более высокие
потребности, вытекающие из него, тем благороднее, духовно богаче, честнее будет
расти ваш ребенок».
…Вы и ваш ребенок. Можно ли считать, что ваши отношения с ним
основаны на разумной требовательности, которая не подавляет, а направляет, не
отстает от развития ребенка, а зовет вверх?
Присмотритесь, каким растет ваш
сын или дочь, и одновременно обратите взгляд на себя как на воспитателя
собственных детей. Как часто вы идете на уступки ребенку? Как часто он
отказывается выполнять ваши распоряжения? Усвоил он лишь удобное и приятное для
себя понятие «можно» или и другие, требующие
от него волевого напряжения – «нельзя» и «надо»?