10.02.2022
Создание
музыкально – художественного образа в цвете, его формы, особенности и влияния
на психическое состояние ребенка.
Сложные времена были во все времена. Сегодня - век технологий, машин
и прогресса. Мы уже думаем, рассуждаем и действуем не так, как еще 20 лет
назад. Жизнь не стала проще. Людям не хватает времени, чтобы сказать важное,
нет возможности на полноценный отдых, мы разучились общаться, склонны все упростить
и механизировать вокруг себя, все сложнее становится расслабляться и испытывать
простую радость существования.
В мегаполисах личность сливается с толпой, обезличивается.
Современному человеку все чаще снится сон, когда он босиком может пройти по
траве.
Мы такие разные, так разнообразна, и в то же самое время обыденна наша
жизнь, (а дети как и взрослые отмечают только обыденность) как шахматная доска:
черно-белое поле, и от того как мы проиграем свою «партию» зависит
многое. Современный ребенок большую часть времени проводит в учебных
заведениях. Привычным становится напряжение в рамках временного отрезка, все
больше проводит он время за компьютером и его лучшим и единственным
другом нередко становится компьютерная игра-стрелялка.
Как разбудить в современном ребенке его творческое начало, побудить
размышлять, анализировать и воплощать?
Все виды искусства связаны между собой крепкой, неразрывной связью.
Использование цветомузыкального моделирования показывает и доказывает, что
работа по музыкальному воспитанию может проводиться многолико,
ярко. С его помощью можно научиться создавать какой-либо образ,
опираясь на ассоциативное мышление, ощутить гармонию окружающего
мира, все его краски и звуки посредством музыкальных звуков. Понятие
“ассоциация” встречается в психологии памяти, воображения, мышления и
объединяет все психические познавательные процессы в единый комплекс. Это
означает, что ассоциативность как связь между предметами и действиями,
символами и ощущениями, которые сопровождают эти предметы, является характерной
чертой психики человека. Развитие ассоциативного мышления средствами восприятия
музыки в младшем школьном возрасте основано на следующих возрастных
особенностях:
- Ассоциативное мышление преобладает в младшем
школьном возрасте;
- полноценное восприятие музыки требует работы
ассоциативной, двигательной, слуховой и логической памяти;
- процесс восприятия музыки предполагает работу
интуитивного, логического, практического, теоретического и образного,
ассоциативного мышления;
- взаимосвязь органов чувств в процессе восприятия
стимулирует работу воображения;
- процесс восприятия музыки стимулирует работу
головного мозга, которая кодирует информацию в речи,
поэтому слушание музыки, ее восприятие развивает навык построения
ассоциативных логических цепочек
Слово и краски окружающего мира - та самая дверь, через которую можно
войти в яркий неповторимый мир. Таким образом, отталкиваюсь от понятий:
ОБРАЗ, СЛОВО, ЦВЕТ, ЗВУК. Смешиваю их как художник и создаю
совершенно новое.
Творческая мастерская-форма работы на уроках музыки. Свои уроки стараюсь
направить на творческую деятельность, развитие музыкально-эстетической
культуры, развитию ассоциативного и творческого мышления.
Творчество во всем: вижу, слышу, чувствую, радуюсь, сопереживаю, думаю,
люблю - все становится на одну плоскость называемую жизнью.
МУЗЫКУ МОЖНО НАРИСОВАТЬ!
Кратко можно охарактеризовать работы как «музыка, услышанная в цвете».
Здесь учитываются и используются многие понятия, на которых
строится программа по музыкальному воспитанию. Здесь и то, о чем говорит
музыка, и ее формы, развитие, интонация, многое другое: стихии
природы, характер музыки как более глубокое понятие: вся вселенная, мироздание,
чувства, эмоции и переживания ребенка, его сиюминутное настроение, характер,
темперамент и часто бывает, сопутствующие им проблемы в виде
психологических зажимов, неумению или нежеланию раскрываться эмоционально.
Техники рисования акварелью просты, но точны в передаче
характера и настроения.
Овладеть всего несколькими приемами не составляет труда. Так, например:
модуляции в музыке, переход «мажор – минор» можно отметить красками по мокрой
бумаге, предварительно смочив ее кистью с водой. Прослушиванием музыки снимаем
стрессы, напряжение, страхи, (кляксография –наложение бумаги на бумагу с
рисунком). Техника «наплыва» - настроение, услышанное в музыке. Создание
музыкально – художественного образа может быть не только сюжетным или
фрактальным рисунком, совсем не обязательно.
Бессюжетное ( на уровне цветовых пятен) – куда более интереснее
и для ребенка, и для педагога в оценке детского восприятия. Бессюжетное
рисование приближается к направлению в искусстве «импрессионизм». Этакий
детский импрессионизм. Такие занятия пробуждают интерес к творчеству. Широки
возможности: различные приемы значительно упростят общение, обучение и
развитие, превратят занятие в творческий процесс.
Чем отличаются данные уроки: уход от общепринятых методов, расположение в
помещении. Каждый выбирает сам: сидя на полу, лежа на ковре, за столом – как
угодно! Акцентом в обучении является слушание и восприятие, дать возможность
пропустить через себя увиденное и услышанное. Это возможно тогда, когда ребенок
выбирает сам: чем заняться и как.
Превратив урок в «творческую мастерскую», мы создаем синтез, позволяющий на
уроках не скучать, что бы творчество доставляло удовольствие. Если есть
потребность в творении – исчезает скука и повседневность.
Когда на уроках мы говорим о настроении – я обращаюсь к работам
знаменитых художников – пейзажистов, а затем дети создают свои работы. Причем
очень помогает и является дополнительной деталью флористика. Высушенный
природный материал и акварель помогают созданию яркого, полного услышанного
образа, запечатлеть время.
Очень часто пользуюсь на уроках (в начале или в конце занятий, зависит от
обстоятельств) техникой расслабления, релаксации, музыкально – двигательного
моделирования, способствующих облегчению стрессовых состояний
ребенка, накопленных им дома и в общении со сверстниками, снятие страхов,
отчаяния и т.д.
О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности.
Пифагор оценил лечебное действие звуков, предложил понятие «музыкальной
медицины», пытался использовать музыку «чтобы лечить пассивность души,
чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», применял «против
ярости и гнева, против заблуждения души». Желание связать музыку и
цвет, «увидеть музыку» и «услышать цвет» столь
же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную
молодость. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с
музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с
гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор Александр
Николаевич Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который
называют «видением звука» или «цветовым слухом» или синопсией.
На самом деле это не так трудно, и этому можно научиться, развить в
себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно
с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и
минору, каждая тональность имеет свои оттенки и каждый человек слышит цвет
музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде
всего, проявляются в виде образов: ярких, неповоторимых, много о ребенке
говорящих. Эмоционально – образная природа искусства позволяет активно влиять
на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру
личности. Следует рассмотреть еще одну проблему сегодняшнего времени. Она
состоит в том, что увеличивающаяся информационная нагрузка в школе, более
углубленное изучение предметов общеобразовательного цикла, требует от учащихся
все больших затрат времени как в школе так и дома.
Данные медицинских исследований говорят о том, что в последнее
время увеличился рост психических расстройств, тревожности и
неоправданной агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, что у 30 %
детей уже в период обучения в начальной школе ослабевает зрение и наблюдается
прогрессирование костно-мышечных заболеваний. Отсутствие или недостаток
эмоционального тепла и комфорта в семье. Именно музыка и цветомузыкальное
самовыражение ребенка наиболее перспективное средство (форма) как в развитии
интеллекта, так и ассоциативного мышления ребёнка, которое будет способствовать
осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил,
позволят сдерживать « выплескивание» негативной агрессивной энергии на
окружающих или, что еще хуже, внутрь себя.
Звуки природы: шум прибоя, пение птиц, журчание ручья, звуки леса,
«наложенные» на музыкальное произведение, или в чистом виде.
Итак: звучание мажора от красного до желтого, минора - от
фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы
вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам
«освежит» или « согреет».
«ХОЛОДНЫЕ» ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ ( музыка
печальная, тихая, грустная)
« ТЕПЛЫЕ» ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МАЖОРУ (музыка веселого
характера, яркая, праздничная)
Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат
может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым,
и т.д. Каждый ребенок «видит» музыку индивидуально, так же как
слышит или думает.
Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что
они представляют собой цветовую характеристику эмоционального содержания
музыкального произведения и собственное настроение, которые представлены
доминирующими цветосочетаниями различных цветов и оттенков, специфическими для
каждого отдельного музыкального произведения. В следствии работы с цветом
можно наблюдать развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом,
звуком, движением. А так – же передача звука в цвете, выделение звука из
общей цветовой гаммы. Создание цветовых композиций бессюжетным рисованием по
прослушанному музыкальному материалу – это поиск новых цветовых решений,
попытка обагатить палитру звучания, восприятие цвета эмоционально,
использование его как средство выражения чувств и переживаний.