Особенности развития сенсорной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

08.12.2021

«Мир «особого» ребёнка – интересен и пуглив.

 Мир «особого» ребёнка – безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он молчалив?

 Почему он так испуган? И совсем не говорит?

 Мир «особого» ребёнка…Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих».

 Калиман Н. А.

         Дошкольников привлекают яркие предметы, мелодичные или оригинальные звуки, эмоциональные ситуации. Они воспринимают окружающую действительность непроизвольно, направляя свое внимание на то, что их больше привлекает. Ребенок, видя предмет, способен оценить известные ему функции, интуитивно проанализировать свой опыт и понять, что он видит, слышит или чувствует. Небольшой багаж жизненного опыта помогает понять, что это за ощущение, распознать предмет, звук или запах.      Развитие восприятия у детей дошкольного возраста позволяет перейти им на следующую ступеньку, когда они научаются целенаправленно изучать объекты, определять их характеристики, дифференцированно воспринимать отдельные свойства.

         У детей с поражённой нервной системой ощущения и восприятия формируются замедленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Наблюдается ЗАМЕДЛЕННАЯ ОГРАНИЧЕННАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ, характерная для детей с ОВЗ, которая в дальнейшем оказывает огромное влияние на весь последующий ход их психологического развития. Доказано, что темп зрительного восприятия у детей с ОВЗ замедлен.

         Ученный – психолог И.М. Соловьев подчеркивал, что ребенок с ребенок с нормальным развитием видит сразу, дети с интеллектуальной недостаточностью – последовательно, а значит, воспринимают меньший объем и большинство деталей «теряют».

         Там, где нормальный ребёнок, обозревая всё происходящее, сразу выделяет главное и ориентируется в ситуации, ребёнок с нарушенным развитием долго не может уловить смысла происходящего и нередко оказывается дезориентированным. При обозрении действительности эти дети плохо усматривают связи и отношения между объектами. Дети с ОВЗ плохо различают выражения лиц людей, изображённых на картинках. Для них понимание сюжетных картин и пейзажей разной степени сложности представляет некоторую трудность. Они не всегда могут различить и понять перспективы, светотени, частичные перекрытия предметов на картине. Всё выше сказанное подводит нас, о их ВЫРАЖЕННОЙ НЕДИФЕРЕНЦИРОВАННОСТИ. Дети с ОВЗ плохо различают сходные предметы при их узнавании. Глядя на какой-нибудь предмет, дети не обнаруживают стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Они довольствуются общим узнаванием предмета.

          Об особом характере восприятия говорит и неумение детей с ОВЗ всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого. Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно её толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением.

         Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у таких детей с трудом. Из-за ошибок в восприятии ребёнок часто не может правильно различать существенные детали рисунка или текста, не способен отделить главное от второстепенного.      С трудом оценивает предметы «на глаз». Позже эта несамостоятельность переносится на оценку своего положения в обществе. Ребёнок не всегда понимает, за что его наказывают, считает наказание несправедливым. Считает себя неудачником и несчастливым.

         Нарушения затрагивают не только, «внешнее пространство», но и восприятие собственного тела. Такие дети часто ошибаются, выполняя команды «вверх», «вниз», «направо», «налево».

         Пространственные и временные соотношения тесно связаны, поэтому такие школьники позже других детей учатся распознавать время, долго не умеют пользоваться числами. Ребёнок с ОВЗ не в состоянии выделить нужные предметы из группы. Так, например, он не может выделить голос взрослого (матери, учителя) из ребячьих голосов. Это связано с отвлекаемостью и недостаточной концентрацией внимания.

         У многих детей с проблемами развития отмечается скованность, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Слабое различение ими мышечных ощущений, неточность проприоцептивных ощущений движения приводят к плохой координации. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной мере связано с физическим недоразвитием.

         Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.д., то есть формировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, услышать звук еще недостаточно: необходимо определить отношение данного цвета к другим цветам, данной формы к другим формам, данного звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в данный момент воспринимает. Обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов — вторая задача сенсорного воспитания. Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить. Включение восприятия в деятельности — одна из важнейших задач сенсорного воспитания.

 

         В процессе восприятия у ребенка постепенно накапливаются зрительные, осязательные, слуховые, двигательные, вкусовые образы. Чрезвычайно важной задачей сенсорного воспитания является своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом. Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает их образы более четкими, стойкими.

         Однако, мы не должны забывать и того, что сенсорное развитие с интеллектуальной недостаточностью ребенка проходит глубоко своеобразно, имеет много особенностей, которые необходимо учитывать в ходе воспитания и обучения, что наша работа должна иметь коррекционную направленность. Прежде всего, для данной категории детей характерно большое отставание в сроках сенсорного развития; как правило, они начинают выделять отдельные предметы, понимать их назначение, в известной мере выделять свойства и отношения только в старшем дошкольном возрасте.

         Для того, чтобы сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии шло успешно, мы должны прежде всего, правильно сочетать словесные и наглядные методы обучения, наглядные методы должны быть правильно отобраны. В работе с детьми с ОВЗ применяются: образец (действие по образу), подражание, совмещенные действия взрослого и ребенка. Например, при постройке дома ребенок не действует по подражанию. Педагог указывает пальцем на строительный материал «крыши» и говорит: «Возьми». Потом показывает на стоящий перед ребенком куб и говорит: «Поставь сюда (на стол)». Этот прием называется «жесткая инструкция». Если ребенок не действует «жесткой инструкции», следует воспользоваться совмещенными действиями: взять руки ребенка в свои и совместно с ним выполнить нужное действие.

         Педагог должен помнить, что наглядные действия, методы должны обязательно сочетаться с речью — словесной инструкцией, словесным объяснением задания, но речь должна включаться постепенно.

         Развитие и формирование сенсорной деятельности у детей с ОВЗ опирается на сохранные органы чувств, движения, сопровождение всех видов практической деятельности речью.

Физическое развитие и шумные игры:

ходьба (кривые дороги, по бревну или доске, по горке, по кочкам)

бег (догонялки, с препятствиями)

игры с мячиком или мячами (бросаем, катаем, носим, ловим)

прыжки (через препятствия, резинки, классики)

лазанье (шведская стенка, диван, обруч, тоннель)

массаж ступни (всякие массажные коврики, крупа, хождение на цыпочках)

хороводы и танцы

висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках

плаванье или игры в воде

прятки и жмурки

зарядка в т.ч. со стишками

 Моторика:

Трогать, перебирать, застегивать (пуговицы, застежки, петельки, кнопки, тумблеры)

Ведерки и коробки с дырками и вкладышами (мелкими предметами или фигурами)

Что-то рвать

Фасолины, макаронины, крупа (сыпать, сортировать, солить, перебирать, делать поделки, просеивать)

Всякие липкие картинки

Готовим из теста, салаты, чай и т.п.

Шнуровки разные

Песок (куличики, секретики)

Выкладывание из карандашей, камушков, фасолин

Конструкторы, кубики, блоки

альчиковые игрыХочу такой сайт

Творчество:

Краски акварель, гуашь, пальчиковые (рисовать)

Пластилин, тесто (поделки, кусочки отщипывать)

Аппликации всевозможные (из вырезанных картинок, фигур, рваных кусочков)

Фломастеры, карандаши, ручки (рисовать)

Ножницы детские (учиться резать)

Природный материал – поделки (шишки, орехи, камешки)

Обводить формочки

Поделки вместе (тряпичные куклы, домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше и пр.)

Ролевые игры:

Покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить кукол в т.ч. бумажные куклы.

Магазин, парикмахерская

Машинки и другие виды транспорта

Память, логика, цвет, форма, объем:

С карточками и игрушками (что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики, обобщения и т.п.)

Последовательности (из бусин, кубиков, карточек)

Домино

Пазлы, разрезные картинки, подбор формы

Игры Никитина

Систематизации и сопоставления игрушек, карточек или фигур (по форме, объему, цвету, оттенку, проекции, банки и крышки). На что похожи предметы в доме.

Слух, запах, вкус, тактильные ощущения:

 

Звучащие инструменты и бытовые предметы (играть, угадывать что звучит, последовательности по уровню шума)

Разная музыка (классика, народная, песенки). Рисовать под музыку, делать упражнения.

Угадывать запахи и вкусы

Ткани, шершавая бумага, предметы разные на ощупь. Угадывать предмет на ощупь

Выполнение команд

Чтение, счет, развитие речи:

Изучение цифр, букв и слогов разными способами. Чтение вывесок, самодельных книг.

Счет предметов, сопоставление цифры и количества.

Вставлять слово или фразу в стишок

Рассказы с наводящими вопросами, специальные ошибками

Придумать имя предмету, дню

Загадки, описания предметов (гладкий, холодный…)

Книги самые разные, мультики, обучающие фильмы, аудиосказки.

Мир вокруг нас:

Семья (кто есть кто, фотографии, рассказы)

Животные, детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки)

Календарь, время, погода и явления, времена года, дни недели, праздники

Выращивать растения, кормить птиц

Свет и тени

Кукольные или т.п. постановки сказок, театр.

Мыть посуду, пол, подметать и т.п.

Предметы и их назначение. (Одежда, предметы в доме, на улице).

Противоположности (мокрый-сухой, холодный-горячий)

Превращения (лед в воде, сахар в воде). Растворение и смешивание красок.

Планеты, космос, другие люди, другие страны, ландшафты (горы, рек) (рассказы, презентации, картинки)

Измерения (рост, длина, вес, объем)

         Итак, сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ основывается на развитии восприятия и ощущений, а также включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития детей. И от того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».