Малыш и мама- единое целое?
16.02.2021
Слияние
– это когда нет разделения между ребенком и матерью.
Психологически это выглядит так, как
будто ребенок является ее частью. Когда мать говорит: «Мы так хотим учиться, мы
устали, мы радуемся, мы проголодались и т.д.». Не «Мы» как две отдельные
личности – «Я» и «Я», а «Мы», как что – то единое. Иногда мамы так говорят не
только про маленьких детей, но и про подростков и даже совсем взрослых, даже
про тех, у которых, свои семьи и свои дети.
У матерей присутствует нарцистическая
целостность во время беременность, затем при рождении ребенка возникает травма
разделения.
Для сохранения слияния с ребенком,
женщина устраняет женское состояние в себе, но, это подавленная сексуальность
переносится на ребенка. При этом порой муж зарабатывает деньги и обеспечивает
жене и ребенку их слияние. «Женское» и «материнское» остаются не раздельными.
Чтобы мать сама отделилась от ребенка и дала ему больше пространства для
развития необходимо возвращение и принятие женского состояния.
И для матери и для ребенка отец
является угрозой, покушающейся на их единство. Функция отца – перерезать
символическую пуповину, соединяющую мать и дитя, отобрать у ребенка ощущение
себя центром вселенной. Но, если отец этого не сделает, ребенок так и останется
частью матери. Для ребенка необходима ситуация, когда его желание не
соответствует имеющимся возможностям, чтобы у него сформировалось пространство,
заполненное собственными образами, сформировалась личность.
Если рядом с женщиной нет мужчины, она
может уходить в контакт с мужчиной через фантазии, отделяясь, таким образом, от
ребенка. При отсутствии отца важно, чтобы была фигура, которая разрывает связь
матери и ребенка и создает треугольник. Со временем ребенок понимает, что
появление третьего дает и ему возможность получать любовь не от одного, а от
двоих людей.
С 8-9 месяцев ребенок может проводить
время без мамы. К этому возрасту нервная система и головной мозг достаточно
развиты, ребенок уже пополз, следовательно, самостоятельно отделился от матери.
Этот возраст предполагает расширение
границ ребенка – активное освоение пространства, готовность к отношениям с
другими людьми.
Физиологически: введен прикорм, и если
мама задержалась, ребенок не остается голодным. Через отлучки мамы ребенок
приобретает опыт общения с папой, бабушкой, дедушкой и другими людьми. То, чему
они его учат, отличается от привычного общения с мамой и расширяет картину мира
ребенка. Он приобретает новые навыки, укрепляется базовое доверие к миру и к
матери через удержание с ней связи на расстоянии. Так как мама всегда
возвращается, она надёжна и никуда не денется. Это формирует установку на
будущее - другие тоже надежны, я могу им
доверять
Социализация – это также один из важных
этапов отделения от матери. С 9 месяцев и до трех лет ребенок учится
действовать в группе, чтобы потом в эту группу перейти. При этом до трех лет у
детей нет потребности в отношениях с детьми своего возраста. В играх
сверстников-малышей обязательно должен присутствовать взрослый, так как дети
воспринимают друг друга как новые игрушки, которые интересно потрогать,
«разобрать», чтобы лучше изучить. А вот старшие дети вызывают у малышей
искренний интерес, желание чему-нибудь у них научиться.
Понемногу у ребенка возникает состояние
отдельности, которое травмирует и одновременно развивает, делая его
человеком.