Речь — одно из главных отличий человека от представителей
животного мира. Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в
общество. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят,
чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос
«со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в
первые годы жизни малыша.
Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по характеру
речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии
ребенка, но не стоит излишне паниковать и ориентироваться на рассказы о
соседских детях, которые уже к году рассказывают наизусть стихи. Конечно, существуют
сроки, когда ребенок должен начать говорить определенные звуки или слова, но
они являются примерными. Реально ребенок может заговорить раньше или позже, и
это будет считаться индивидуальной нормой.
Во сколько ребенок начал говорить — важно! Но не для того, чтобы порадовать
родственников и похвастаться перед соседями. По развитию речи можно судить,
гармонично ли развиваются психика и мышление ребенка.
Во сколько дети начинают говорить
и как интенсивно развивается их речь?
Речь ребенка до года
Времени, когда ребенок начинает говорить «агу», с благоговением ждут все
родители. Гулить, агукать и произносить замысловатые рулады из гласных ребенок
начинает уже к двум-четырем месяцам. Примерно с семи месяцев ребенок начинает
лепетать, а затем и произносить отдельные слоги.
Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые
одно— и двухсложные слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные
звукоподражания, например «ту-ту», «ко-ко», «мяу». Таких слов в лексиконе
ребенка должно быть пять-десять.
Речь ребенка до двух лет
Период с года до двух — время, когда ребенок начинает говорить слова в
большом количестве. В речи ребенка этого возраста преобладают существительные и
глаголы. Ближе к двум годам дети уже изъясняются простыми предложениями, могут
обобщать предметы по определенному признаку, воспринимают несложные рассказы на
слух, без картинок.
Речь ребенка до трех лет
Период с двух до трех лет — время, когда ребенок начинает говорить
предложениями из трех-четырех слов. К трем годам в речи ребенка уже появляются
вопросительные слова и новые части речи: прилагательные, наречия. Он может
рассказывать несложные истории, заучивать наизусть простые стишки.
Как помочь ребенку начать говорить?
- Постоянно беседуйте с малышом
Рассказывайте ребенку, что вы сейчас делаете, что видите вокруг. Ваш
монолог будет складываться по принципу «что вижу, о том говорю». Малыш должен
слышать вокруг себя живую речь, ведь, начиная говорить слова, он подражает
взрослым. Не пытайтесь заменить живое общение телевизором или аудиозаписями —
должного эффекта не будет.
- Развивайте мелкую моторику
Совершенствование движений пальцев и рук косвенно способствует развитию
области мозга, которая отвечает за речевую активность. Чтобы ребенок рано начал
говорить, необходимо делать ему массаж ладошек, играть в пальчиковые игры,
рисовать пальчиковыми красками, перебирать крупу, нанизывать бусины на шнурок.
- Выполняйте упражнения, чтобы
ребенок начал говорить
Читайте ребенку стишки, которые нужно закончить «в рифму», побуждайте его
называть предметы, которые он видит на картинках и вокруг себя, выполняйте
артикуляционные упражнения, направленные на разучивание произношения
определенных звуков.
- Не игнорируйте признаки
задержки речевого развития:
— к году у ребенка не появилось в речи и пары слов, хотя бы
звукоподражательных;
— к полутора-двум годам ребенок не запоминает названия предметов, не
выполняет просьбы и не реагирует на свое имя;
— к 2 годам ребенок произносит только отдельные слова и не может составить
даже простое предложение из двух слов, а также не повторяет слова за взрослым;
— к трем годам ребенок не говорит предложениями из трех-четырех слов, не
понимает смысл простых рассказов.
Насторожить родителей также должны странные гортанные звуки вместо обычных
слов, невнятная речь, в которой ничего нельзя разобрать, гиперактивное
поведение, а также некоторые странные особенности ребенка: если он не умеет
жевать пищу, держит открытым рот, не смотрит в глаза. Такие особенности также
могут указывать на проблемы в развитии.
Если вы заметили, что речь ребенка не соответствует возрастным нормам,
обратитесь за консультацией к специалистам (неврологу, логопеду, психологу,
дефектологу). Возможно, ему потребуются занятия с логопедом или другая терапия.
Не ждите, когда ребенок заговорит сам, надеясь на услышанные где-то истории про
«молчал до пяти лет, а потом резко заговорил предложениями». Задайте
специалистам вопрос: почему ребенок не начинает говорить? Чем раньше вы
заметите задержку речевого развития и начнете занятия со специалистами, тем
лучших результатов достигнет ребенок, и к школе его речь не будет отличаться от
речи сверстников.