Адаптация ребенка к детскому саду

15.10.2020

Идеальная схема адаптации к детскому саду:

 

Несмотря на то, что ничего идеального не бывает, эта схема считается одной из самых универсальных и благоприятных для психики ребёнка.

Я уже неоднократно хвалила книгу Анны Быковой «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад», поэтому буду опираться на неё. Мне кажется, это одна из обязательных к прочтению книг для родителей.

Первое, что хочется сказать родителям, которые отдают ребёнка в детский сад- «Примите твёрдое решение, для чего вам нужен сад».

Нельзя однозначно сказать-что садик необходим всем детям, так же как, что он вредит психике. Если у ребёнка есть возможность находиться дома с кем-то из взрослых, гулять с ровесниками, ходить на кружки-то он, конечно, не вырастет «диким» и не подготовленным к школе. В таком случае можно и не ходить в садик.

Другой вопрос-если маме надо выходить на работу, а ребёнка не с кем оставить -тогда, конечно, нужно сделать все возможное для мягкой адаптации. Если родители правильно все сделают, то даже самый тревожный малыш привыкнет к саду. (Подробно писала об этом в статье про нормы адаптации).

Схема:

1. На 5–10 минут оставить ребенка с воспитателем на участке («Мама сходит в туалет и быстро вернется»). Но только после того, как малыш пошел на контакт с воспитателем. Кто-то в первый же день может остаться, кто-то через неделю.

2. Вечерняя прогулка. С воспитателем на участке на полчаса. Как правило, половину детей к тому времени уже забрали, у воспитателя есть возможность уделить новичку больше внимания.

3. Зайти с ребенком в группу, изучить обстановку, посмотреть игрушки, поговорить, настроить ребенка, что завтра утром он придет сюда.

4. Утром привести ребенка до завтрака, объяснить, что мама придет к нему на прогулку.

5. На второй день, в зависимости от прошлого дня, можно опять прийти за ребенком на прогулку либо забрать уже после обеда.

6. Несколько дней забирать после обеда. Если все нормально – оставить на сон. «Все нормально» – это значит, ребенок не плачет все время пребывания в садике, общается с воспитателем, может отвлечься на игры, кушает в обед.

7. 1–2 раза забираем сразу после сна.

8. Оставляем ребенка в садике до вечера.Хочу такой сайт

 

Что ещё помогает ребёнку адаптироваться:

Умение ребёнка ждать. Этот навык в целом помогает при социализации. Он, конечно, не формируется за один день. Обычно страдают дети, которых слишком опекают, и им никто не  говорит «нет».

Умение играть самостоятельно. Это тоже не врожденное качество. Любого ребёнка можно научить играть. Подробно писала об этом в статье.

Ритуалы и предсказуемость. Сюда же я хочу отнести предварительную подготовку к садику, рассказы о нем. К ритуалам можно отнести, например, какое-то особое прощание. Тот же «поцелуй в ладошке» из известной книги про енота, или помахать рукой в окно, или определенная фраза на прощание. Не всем детям нужны такие ритуалы, но для мягкой адаптации лучше их ввести.

Отсутствие негативных ассоциаций с детским садом со стороны родителей. К сожалению, часто приходится слышать, как родители запугивают садом. Или плохо отзываются о нем при детях.

Тревожным мамам лучше оставлять ребёнка с родственниками, няней ещё до садика. Чем чаще ребёнок бывает в кратковременной разлуке с мамой, тем проще ему встречаться с новыми людьми. Тоже замечено на практике, что те дети, которые часто остаются даже с папой, намного легче переносят  разлуку с мамой в детском саду. 

 

Мне кажется, что все эти навыки, которые нужны в детском саду (как видите, это вовсе не навыки самообслуживания, хотя они тоже не помешают), в целом помогут ребёнку в жизни. Поэтому стоит задумываться о них заранее.

 

И в заключение хочу выразить свое мнение:

 

«Садик – это не то место, куда можно хотеть или не хотеть ходить. Это не кино, не кафе, не зоопарк, и мало что зависит от желания. Садик – это то место, куда просто НАДО ходить, если взрослым НАДО идти на работу. Поэтому железное правило на каждое утро с понедельника по пятницу: «Хочу – не хочу, иду и молчу». Жестко. Но именно эта жесткая позиция при адаптации помогает гораздо больше, чем всякие уговоры: «Давай еще чуть-чуть походим, вдруг понравится?» Понравиться может только когда ребенок с обреченностью примет необходимость посещения садика. И тогда станет искать, что же такого интересного есть в этом месте, где он вынужден находиться?»

 

                                          Успешной вам адаптации!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».