Адаптация ребенка к детскому саду

15.10.2020

Идеальная схема адаптации к детскому саду:

 

Несмотря на то, что ничего идеального не бывает, эта схема считается одной из самых универсальных и благоприятных для психики ребёнка.

Я уже неоднократно хвалила книгу Анны Быковой «Мой ребёнок с удовольствием ходит в детский сад», поэтому буду опираться на неё. Мне кажется, это одна из обязательных к прочтению книг для родителей.

Первое, что хочется сказать родителям, которые отдают ребёнка в детский сад- «Примите твёрдое решение, для чего вам нужен сад».

Нельзя однозначно сказать-что садик необходим всем детям, так же как, что он вредит психике. Если у ребёнка есть возможность находиться дома с кем-то из взрослых, гулять с ровесниками, ходить на кружки-то он, конечно, не вырастет «диким» и не подготовленным к школе. В таком случае можно и не ходить в садик.

Другой вопрос-если маме надо выходить на работу, а ребёнка не с кем оставить -тогда, конечно, нужно сделать все возможное для мягкой адаптации. Если родители правильно все сделают, то даже самый тревожный малыш привыкнет к саду. (Подробно писала об этом в статье про нормы адаптации).

Схема:

1. На 5–10 минут оставить ребенка с воспитателем на участке («Мама сходит в туалет и быстро вернется»). Но только после того, как малыш пошел на контакт с воспитателем. Кто-то в первый же день может остаться, кто-то через неделю.

2. Вечерняя прогулка. С воспитателем на участке на полчаса. Как правило, половину детей к тому времени уже забрали, у воспитателя есть возможность уделить новичку больше внимания.

3. Зайти с ребенком в группу, изучить обстановку, посмотреть игрушки, поговорить, настроить ребенка, что завтра утром он придет сюда.

4. Утром привести ребенка до завтрака, объяснить, что мама придет к нему на прогулку.

5. На второй день, в зависимости от прошлого дня, можно опять прийти за ребенком на прогулку либо забрать уже после обеда.

6. Несколько дней забирать после обеда. Если все нормально – оставить на сон. «Все нормально» – это значит, ребенок не плачет все время пребывания в садике, общается с воспитателем, может отвлечься на игры, кушает в обед.

7. 1–2 раза забираем сразу после сна.

8. Оставляем ребенка в садике до вечера.Хочу такой сайт

 

Что ещё помогает ребёнку адаптироваться:

Умение ребёнка ждать. Этот навык в целом помогает при социализации. Он, конечно, не формируется за один день. Обычно страдают дети, которых слишком опекают, и им никто не  говорит «нет».

Умение играть самостоятельно. Это тоже не врожденное качество. Любого ребёнка можно научить играть. Подробно писала об этом в статье.

Ритуалы и предсказуемость. Сюда же я хочу отнести предварительную подготовку к садику, рассказы о нем. К ритуалам можно отнести, например, какое-то особое прощание. Тот же «поцелуй в ладошке» из известной книги про енота, или помахать рукой в окно, или определенная фраза на прощание. Не всем детям нужны такие ритуалы, но для мягкой адаптации лучше их ввести.

Отсутствие негативных ассоциаций с детским садом со стороны родителей. К сожалению, часто приходится слышать, как родители запугивают садом. Или плохо отзываются о нем при детях.

Тревожным мамам лучше оставлять ребёнка с родственниками, няней ещё до садика. Чем чаще ребёнок бывает в кратковременной разлуке с мамой, тем проще ему встречаться с новыми людьми. Тоже замечено на практике, что те дети, которые часто остаются даже с папой, намного легче переносят  разлуку с мамой в детском саду. 

 

Мне кажется, что все эти навыки, которые нужны в детском саду (как видите, это вовсе не навыки самообслуживания, хотя они тоже не помешают), в целом помогут ребёнку в жизни. Поэтому стоит задумываться о них заранее.

 

И в заключение хочу выразить свое мнение:

 

«Садик – это не то место, куда можно хотеть или не хотеть ходить. Это не кино, не кафе, не зоопарк, и мало что зависит от желания. Садик – это то место, куда просто НАДО ходить, если взрослым НАДО идти на работу. Поэтому железное правило на каждое утро с понедельника по пятницу: «Хочу – не хочу, иду и молчу». Жестко. Но именно эта жесткая позиция при адаптации помогает гораздо больше, чем всякие уговоры: «Давай еще чуть-чуть походим, вдруг понравится?» Понравиться может только когда ребенок с обреченностью примет необходимость посещения садика. И тогда станет искать, что же такого интересного есть в этом месте, где он вынужден находиться?»

 

                                          Успешной вам адаптации!

Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».