18.09.2020
Для всех кому интересно познать
психологию детской души.
При поступлении в ДОУ ребенок
попадает в новую социальную среду со своими правилами,
нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на
социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне.
Ребенок
сразу не справляется с такой нагрузкой и начинает испытывать адаптационный
стресс, ведь адаптивные возможности малыша весьма ограничены.
1. Ни для кого,
ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не
возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский сад, честно отвечая на все его
вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные
моменты (например, рассказать малышу о
том, что детей в группе будет много, и поэтому внимание
будет уделяться не только ему одному, или о том, что в детском садике придется
спать днем и т.д.);
2. Обязательно
нужно играть с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть»
любимые
игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем
самым положительный образ о детском садике.
3. Очень
полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том,
что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего
малыша, побуждая его к таким же действиям.
4.Чаще гуляйте
около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам
убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.
Следующим,
не
менее важным критерием успешной адаптации является – формирование у
ребенка чувства уверенности в окружающем.
1.Познакомьтесь
с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных
особенностях ребенка и об особенностях его физического развития. Эти
сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему
малышу.
2.Учите
ребенка объективно выражать свои
чувства
и
желания.
Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со
своими чувствами и желаниями.
Объясняя
нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу
социализации малыша.
3.Личным
примером учите ребенка общаться, знакомится с другими детьми. Не пренебрегайте такими
простыми фразами, как: «Если хочешь
поиграть с девочкой, подойди и скажи: «как
тебя зовут?».
4.Очень
хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как
кусочек домашнего тепла, будет «согревать»
и
успокаивать малыша. Даже если ребенок захочет взять с собой какую-то «непонятную»
вещь
(тряпочку, палочку или, например камешек) не отказывайте ему в этом.
И, конечно же, не надо забывать
о
Еще очень хочется отметить,
что процесс адаптации зависит не только от социально-педагогических условий,
личностных особенностей протекания психических процессов малыша, но и от его
общего состояния здоровья и даже физической подготовленности.
Не
забывайте о таких простых играх, как бег, прыжки, ходьба с препятствиями, с
использованием таких же простых вещей, как мячи, скакалки, обручи и ленты. Все
это поможет Вам превратить обыкновенную прогулку в полезные развивающие игры.
И еще несколько слов:
1.Разговаривайте
с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что
он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много
новых и интересных игрушек.
2.Скажите,
что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис,
мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после
работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
3.Подробно
расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой
последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем
спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский
сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему
заранее «обещано», - он чувствует
себя увереннее.
4.Поговорите с ребенком о трудностях,
которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом
случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты
захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и
воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом
воспитателю.
5.Не
создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию
и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему
придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель
не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного
подождать».
6.Научите
ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не
отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
7.На
первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на
прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице.
Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать
иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не
могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в
группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести
ребенка в садик.
8.Постарайтесь
быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное
общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что
детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о
поведении в обществе.
Как вести себя с ребёнком:
-показать
ребёнку его новый статус (он стал большим);
-не оставлять
его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
-обратить
внимание на положительный климат в семье;
-следует
снизить нервно-психическую нагрузку; сообщить заинтересованным специалистам о
личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т.д.;
-при
выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней.
Как не надо вести себя с ребенком:
-отрицательно
отзываться об учреждении, его специалистах;
-не обращать
внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;
-препятствовать
контактам с другими детьми;
-увеличивать
нагрузку на нервную систему;
-одевать
ребёнка не по сезону;
-конфликтовать
дома, наказывать ребёнка за капризы.
Уважаемые
родители! Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и Вашему малышу как
можно легче и спокойнее пройти этот нелегкий, но очень важный период в жизни.