Консультация для родителей старшей группы детского сада «О пользе чтения книг дошкольникам ».
04.03.2025
Консультация для родителей
старшей - подготовительной группы детского сада «О пользе чтения книг
дошкольникам 5-7 лет».
Цель статьи -
формирование интереса и любви к художественной литературе.
Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином
возрасте. Мнений на этот счет великое множество.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе
книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы
привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как
искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания
детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во
всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок,
дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной
классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш.
Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и
многих других.
Не
секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру
телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность
должна заставить родителей задуматься и попытаться, как-то исправить положение
вещей.
Взрослые должны обращать внимание на возраст ребенка, уровень
интеллектуального развития, интерес к читаемому и в связи с этим подбирать
книги для чтения. Не следует стремиться прочесть все: надо думать, не о
количестве, а о пользе прочитанного и воспринятого.
Детям
нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие.
Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой
вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически читают,
накапливает богатый словарный запас.
Читая вместе с мамой, ребенок активно развивает воображение и память.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и
воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с
раннего детства.
Очень
важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов,
стихотворений, привлекая дошкольников к повторению запомнившихся им отдельных
слов, выражений, песенок персонажей.
Усваивая содержания сказки, дети учатся передавать слова разных
героев, повторяют интонации. Это закладывает основы для дальнейшего
самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем
возрасте.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном
развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные
сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием,
полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов
(коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое
другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки
(«Морозко», «Сивка бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном
мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети
утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются
чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок
приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже
способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном
опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в
единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как
к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное,
яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.
Во время чтения может возникнуть чувство эмоциональной близости между
взрослым и ребенком, постарайтесь не разрушать это волшебное чувство.
Читая ребенку, не отвлекайтесь на телефонные звонки, домашние дела,
разговоры с другими членами семьи, тогда этот процесс доставит удовольствие и
вам, и вашему ребенку.
Как читать:
-
в спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и
выключите компьютер с телевизором.
-
выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки.
-говорите
ниже, выше, быстрее и медленнее – в общем, добросовестно развлекайте малыша.
-
показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений
одних и тех же существ.
-
демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках.
Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
-
как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.
Рекомендуемая литература
для детей 5-7 лет:
Русские народные сказки: Заюшкина
избушка. Мужик и медведь. Лиса и журавль. Заяц-хваста. Хвосты. Лиса и кувшин.
Журавль и цапля. Лисичка со скалочкой. Кот и лиса. Волк и семеро козлят.
Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Храбрый баран. Лисичка-сестричка и
серый волк. Сказка про ерша. Зимовье. Полкан и медведь. Лиса и козел.
Авторские сказки: С.Т.
Аксаков «Аленький цветочек», П.П. Бажов «Серебряное копытце», сказки А.С.
Пушкина, А.Н. Толстой «Приключения Буратино», Носов «Приключения Незнайки».
Стихотворения А. Барто, Б. Заходера, С. Маршака, К. Чуковского, В. Жуковского.
Произведения о природе:
Мамин-Сибиряк «Серая шейка», А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Произведения
зарубежных авторов: Марк Твен «Приключения Тома Сойера», Ю. Олеша «Три
толстяка» Р. Толкиен «Хоббит или туда и обратно»