Формирование чувства времени и временных представлений у дошкольников
18.02.2025
«Формирование чувства
времени и временных
представлений у дошкольников»
Время и
пространство – наиболее трудные категории для усвоения дошкольниками, потому
необходимо уделять им особое внимание.
Умение ориентироваться во времени дает
детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами
деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных
представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности
детей к школе.
Дети должны научится называть и различать
части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить названия и последовательность
дней недели, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет
завтра; называть и различать времена года, названия месяцев. Дети дошкольного
возраста должны соотносить свою деятельность со временем, предусматривать
необходимое для неѐ время.
Уважаемые родители, работа по формированию
временных представлений помимо занятий должна включаться и в жизненный контекст
ребенка на протяжении всего дня. Поэтому необходимо работать над формированием
временных представлений в повседневной жизни ребѐнка.
Постепенно начинайте знакомить ребенка с
календарем, понятиями года, месяца, недели. Заставлять его специально
заучивать названия месяцев или дней недели, конечно, не следует. В игре, в
совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной
жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке)
и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а
осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности
того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая стихи, просите его
сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и
осень.
Необходимо
формировать у ребенка представления о времени суток. Рассматривайте
картинки в книжках. Покажите на картинку, где изображено утро, спросите
ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу утром? – С
добрым утром! Доброе утро!
-Утром светло, светит солнышко.
Можно рассказать стихотворение, например, такое:
Солнце встало только-только,
В сад
ведут детишек.
Там
игрушек много столько, Зайчиков и мишек.
Все детишки в сад идут.
Это время как зовут?
(Н.Нищева)
Покажите картинку, где изображѐн
день, спросите ребенка:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
днѐм?
(Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу днѐм? – Добрый
день!
- Днѐм тоже светло, светит солнышко.
Можно
рассказать стихотворение: Солнце в небе ярко светит, Погулять выходят дети.
Погулять и вы хотите?
Время это назовите.
(Н.Нищева)
Покажите картинку, где изображѐн
вечер, спросите:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу вечером? –
Добрый вечер!
- Вечером темнеет, солнышко ложится спать.
Можно
рассказать стихотворение: Уже за окошком темнеет,
И вечер зевнул на ходу.
Из детского сада спешу я скорее,
Я к маме любимой иду! …
(М. Садовский)
Покажите картинку, где
изображена ночь, спросите:
- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем
ночью? (Спим)
- Какие вежливые слова мы говорим друг другу на ночь? –
Спокойной ночи!
- Ночью темно, светит луна.
Можно рассказать стихотворение
или спеть песню:
Спят усталые игрушки,
Книжки спят,
Одеяла и подушки
Ждут ребят,
Даже сказка спать ложится,
Чтобы
ночью нам присниться, Глазки закрывай, Баю - бай.
(З. Петрова)
Когда расскажете
про все части суток, обведите все картинки рукой и скажите: утро, день, ночь и
вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без
друга они не могут, и всегда ходят друг за другом.
Необходимо
формировать у ребенка представления о днях недели
Расскажите, что в неделе всего
семь дней, у каждого дня своѐ название.
Можно
прочитать стихотворение: В понедельник я стирал,
А во
вторник подметал.
В среду с медом пек калач,
А в
четверг играл я в мяч,
В
пятницу посуду мыл,
А в субботу торт купил.
В воскресенье отдыхал, сказки добрые читал.
(П. Башмаков).
Каждый день
недели имеет своѐ название, при назывании дня обращайте внимание ребѐнка на
цифру.
Понедельник – первый день, он
начинает неделю.
Вторник – второй день.
Среда – этот день недели посреди
недели, серединка.
Четверг – четвертый день.
Пятница – пятый день.
Суббота –
кончилась работа, в этот день мама с папой отдыхают, не ходят на работу.
Воскресенье –
самый последний день недели, седьмой. Задайте вопросы:
- Как
называется первый день недели? Как второй? И т.д.
- В
какие дни мама с папой не ходят на работу, а ты в садик?
Называйте день
недели. А ребѐнка попросите назвать тот день, который был сначала (вчера) и
будет потом (завтра) – таким образом, будет закрепляться следующие временные
понятия – вчера, сегодня, завтра.
«Вчера, сегодня, завтра»
Расскажите ребенку, что каждый день, кроме своего названия, имеет ещѐ
другое имя (вчера, сегодня, завтра).
День, который наступил –
называется сегодня.
День, который уже закончился –
вчера.
А день, который ещѐ только будет
– завтра.
Каждый день, происходит
что-нибудь интересное.
Например, вспоминаем с ребѐнком:
- Что мы делали сегодня: ходили в магазин.
- Давай вспомним, а что мы делали вчера? – ходили в цирк. А
теперь давай подумаем, что мы будем делать завтра? – Завтра мы с тобой будем
делать уборку.
Когда ребѐнок уже будет познакомлен с
частями суток и днями недели, ежедневно проговаривайте вместе название частей
суток и дней недели, месяц и время года, вспоминайте предыдущие. Необходимо
обращать внимание на события в повседневной жизни. Например, у кого из членов
семьи в этом месяце день рождения? В какой день недели они пойдут в театр? и
т.д.
Помните, навык различения промежутков
времени формируется на основе личного опыта. Умение регулировать и планировать
свою деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий, создаѐт основу
для развития таких качеств личности, как организованность, собранность,
целенаправленность, необходимые ребѐнку при обучении в школе и в повседневной
жизни.