Методика «Карта одарённости» Общая характеристика
10.02.2025
Общая
характеристика
Эта методика создана А.И. Савенковым
на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что
для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому
разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко
систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться
и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10
лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:
Первая и основная функция –
диагностическая. С помощью данной методики Вы
можете
количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов
одарённости и определить, какой вид одарённости у него преобладает в настоящее
время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть
индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».
Вторая функция – развивающая.
Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как
программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего,
может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам
представляются наиболее ценными.
Конечно,
эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости.
Но
она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как
составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.
Инструкция
Перед Вами 80 вопросов,
систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и
деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому
параметру, пользуясь следующей шкалой:
++
если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;
+
свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
0
оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях
редки,
в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
–
более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное
оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов.
Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по
второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.
Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».
Попросите других взрослых, хорошо
знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике.
Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более
объективными.
Лист
вопросов
1.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3.
Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8.
Интересуется механизмами и машинами.
9.
Инициативен в общении со сверстниками.
10.
Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме
движений.
11.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не
тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14.
Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит
музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением
какого - либо конфликта.
17.
Интересуется актёрской игрой.
18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например,
использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие
средства).
23.
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не
знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25.
Хорошо поёт.
26.
Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет
основную мысль.
27.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки
и вопросы на «поиск».
29.
Легко общается с детьми и взрослыми.
30.
Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
31.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и
следствием.
32.
Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
33.
Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы
учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек,
коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё
несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38.
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает
недосказанное.
40.
Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44.
Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения
взрослых.
45.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно
слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов,
машин, механизмов.
49.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
50.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников
на год или два.
54.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и
настроение.
55.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события
(что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает
основной линии событий, о которых рассказывает.
57.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с
увлечением рассказывает.
58.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
59.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для
его возраста.
60.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63.
Умеет делать выводы и обобщения.
64.
Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и
клеем.
65.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда
рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
67.
С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные
переживания.
68.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных
«проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69.
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
70.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол,
футбол и т.д.).
71.
Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях
предметов.
72.
Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование
и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии
и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и
др.).
74.
Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается
воспроизвести
то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
75.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
76.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер,
чувства, настроения.
78.
Быстро и легко осваивает компьютер.
79.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80.
Физически выносливее сверстников.
Лист
ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
Обработка
результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов
по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите
внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку
степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:
1)
интеллектуальная;
2)
творческая;
3)
академическая (научная);
4)
художественно-изобразительная;
5)
музыкальная;
6)
литературная;
7)
артистическая;
8)
техническая;
9)
лидерская;
10)
спортивная.