Коррекция в обучении функциональным навыкам коммуникации детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью карточек PEKS

04.01.2025

Коррекция в обучении функциональным навыкам коммуникации детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью карточек PECS

 

Коррекция в обучении функциональным навыкам коммуникации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует внимательного подхода и использования эффективных методик.   Одним из таких подходов является использование карточек PECS (Picture Exchange Communication System), которые позволяют детям развивать коммуникативные навыки посредством обмена картинками. Это особенно актуально для детей с аутизмом, задержкой речевого развития и другими особенностями, препятствующими вербальному выражению.

         Развивающие карточки для детей PEKS/Пекс помогут объяснить ребенку с помощью визуальной картинки о его желаниях, действиях и ощущениях. Также познакомят ребенка с самим собой, частями тела.   

         Благодаря карточкам, возможно, выработать желательное поведение, улучшить зрительную память, развить взаимный контакт. Карточки PEKS развивают социализацию, используются для запуска речи у неговорящих детей.

       Карточки Пексы/Peks - система альтернативной коммуникации (общения) для особенных детей, детей с РАС (аутизм), помогают неговорящим детям адаптироваться к окружающему миру, также используются в качестве развивающего пособия.

Карточки PECS помогают детям устанавливать ассоциации между объектами и их изображениями, что стимулирует их способность к общению. Система предполагает несколько фаз, начиная от простого обмена картинками и заканчивая более сложными процессами, как, например, построение предложений с использованием графических символов. В начальных этапах детям предлагают обмениваться картинками, чтобы попросить предмет или действие, что стимулирует их мотивацию к использованию альтернативной формы коммуникации для достижения конкретных целей.

Использование карточек PECS требует также участия взрослых, которые обучают детей распознавать символы и стимулируют их к дальнейшему использованию системы. Это взаимодействие способствует формированию социального навыка общения и пониманию необходимости коммуникации в коллективе. Кроме того, участие родителей и воспитателей в процессе обучения усиливает эффект от использования PECS, так как они становятся активными участниками процесса корректировки коммуникативных навыков.Хочу такой сайт

В результате регулярного использования PECS дети с ОВЗ начинают лучше понимать окружающий мир и эффективнее выражать свои нужды и желания. Это не только способствует их интеграции в общество, но и улучшает общее качество жизни, позволяя ребенку чувствовать себя более уверенно и безопасно в различных социальных ситуациях.

Карточки PECS также вносят важный вклад в развитие когнитивных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Они учатся распознавать различные изображения, классифицировать их по категориям и устанавливать связи между объектами и их символическими представлениями. Это способствует не только развитию коммуникативных способностей, но и общему улучшению когнитивной функции, включая память и внимание. Дети начинают осознавать, что те или иные изображения и символы могут иметь многосторонние значения и использоваться в различных контекстах, что развивает их абстрактное мышление.

Обучение с использованием системы PECS побуждает к развитию терпения и сосредоточенности у детей. На начальных этапах процесс может показаться трудоемким, но постепенно дети начинают проявлять интерес и стремление к самостоятельности в коммуникации. Они видят, что их попытки взаимодействия с окружающими людьми приводят к реальным результатам: получение желаемого объекта, участие в игровой активности или внимание со стороны взрослых. Этот опыт мотивирует детей к дальнейшему освоению и совершенствованию своих навыков общения.

Важно отметить, что успех использования PECS во многом зависит от последовательного и систематического подхода со стороны взрослых. Регулярность занятий и их постепенное усложнение способствует достижению стабильных и длительных результатов. Педагоги и специалисты в области коррекционного обучения могут адаптировать методику под индивидуальные потребности каждого ребенка, что увеличивает эффективность данного подхода. Таким образом, PECS становится не просто инструментом коммуникации, но и мощным средством комплексного развития ребенка, содействующим его социализации и личностному росту.

Система PECS также способствует развитию социальных навыков у детей. В процессе взаимодействия с карточками дети обучаются не только запрашивать необходимые предметы или действия, но и вовлекаться в диалоги, понимать базовые правила общения, такие как очередность речевых актов. Это формирует у них умение слушать и отвечать на вопросы, что является важным аспектом коммуникативной компетентности. Дети начинают воспринимать карточки как средство не только для получения чего-то желаемого, но и как способ обратить внимание на себя, выразить свои потребности и интересы.

Кроме того, использование PECS часто сопровождается положительными изменениями в эмоциональной сфере детей. Они получают чувство контроля над своей жизнью, ощущая возможность влиять на собственное окружение. Это осознание может привести к снижению уровня тревожности и агрессии, часто характерных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Появляется большая уверенность в себе, дети меньше чувствуют изолированность, что способствует улучшению их эмоционального состояния и увеличению социальной активности.

Применение PECS также может оказывать благотворное влияние на взаимодействие детей с их сверстниками. Когда дети начинают использовать карточки для общения не только со взрослыми, но и с другими детьми, они учатся устанавливать дружеские отношения, делиться впечатлениями, обмениваться идеями. Это не только углубляет их коммуникативные навыки, но и обогащает опыт социального взаимодействия, подготавливая их к более сложным формам общения в будущем. Таким образом, PECS становится важным инструментом не только в обучении основам коммуникации, но и в формировании активных социальных связей, что является значимым шагом на пути к интеграции в общество.

Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».