«Гендерное
воспитание ребенка в семье»
В работе детских садов все чаще стало появляться понятие «Гендерный подход в
воспитании». В связи с новыми требованиями к образовательной программе
формирование гендерной принадлежности – одна из задач, стоя-щих перед
современными педагогами.
Под «гендером» понимается социальный пол
человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя
психологические, соци-альные и культурные отличия между мужчинами
(мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения
называются гендерными.
Научно доказано, что в возрасте 2-3 лет
ребенок начинает понимать, к ка-кому полу он относится, что он либо
мальчик, либо девочка и обозначает себя соответствующим образом.
В период от 3 до 7 лет у детей формируется
гендерная устойчивость. Дети понимают, что девочки становятся женщинами, а
мальчики – мужчинами, и эта принадлежность к полу не измениться.
При обучении и воспитании детей важно
учитывать, что девочки нужда-ются в стимулах, в большей степени
построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают
объяснение на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные
средства, построенные на зрительном восприятии.
Психологи и педагоги
считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными
нормами и зависит:
• От отношения родителей к ребенку
• От характера родительских установок
• От привязанности матери к ребенку
• От привязанности ребенка к матери
• От роли отца в воспитании ребенка
Несомненно, для развития
личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье.
Доказано, что у
девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно,
воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами
воспитания, нельзя.
Естественно, что
для каждого ребенка, независимо от его пола, самой основной потребностью
является любовь родителей, выражающаяся в доверии и заботе. И доверие, и
забота необходимы как мальчикам, так и девочкам, однако здесь следует учесть,
что девочки в любом возрасте больше нуждаются в заботе, мальчики же, в свою
очередь, в доверии со стороны родителей.
Мальчики с
самого раннего возраста проявляют самостоятельность, так как маленькому
мужчине очень приятно осознавать, что он что-то делает сам, без помощи мамы.
Так, если вы предложите ребенку свою помощь в каком-либо деле, мальчик,
скорее всего, начнет протестовать. А девочка, наоборот, принимая помощь
подобного рода, будет чувствовать, что ее любят.
Ошибки воспитания
Многие родители допускают в воспитании
ребенка ошибки, что может самым негативным образом отразиться на характере
малыша.
Так, если вы проявляете чрезмерную
заботу о мальчике, он может истол-ковать ваше поведение, таким образом, будто
вы не верите, что он может что-то осуществить самостоятельно. Это понижает
самооценку мальчика, препят-ствует его успешности в будущем.
Если же вы даете очень много
свободы своей дочери, недостаточно забо-титесь о ней, стремясь развить в
ребенке самостоятельность, она может поду-мать, что вы просто ее не любите и
отталкиваете от себя. А это, согласитесь, также не очень хорошо для эмоционального
благополучия ребенка.
Таким образом, родителям следует
понять, что мальчику необходима не-которая свобода действий, так у него
формируется самостоятельность, чувство ответственности за собственные
поступки. Девочка же нуждается в заботе и внимании, так она будет ощущать
себя любимой.
Некоторые родители отрицают, что
воспитывают своих сыновей и дочерей неодинаково, между тем это не так.
Различия в воспитании наблюдаются в самом раннем возрасте. Особенно
неодинаково к детям разного пола относятся отцы. Папа может мало общаться с
ребенком на первом году его жизни, предоставляя заботы о малыше маме, а по
мере взросления ребенка он более охотно и часто занимается с сыном, нежели с
дочерью.
Пример родителей
На воспитание мальчиков и девочек
огромное влияние оказывает пример их родителей. Если в одной семье мама
ласкова и внимательна ко всем членам семьи, стремится создать уют в доме,
скорее всего, дочь последует ее примеру. Для сына же важнее личный пример
отца.
Кроме того, на характер ребенка
оказывает влияние и поведение родителя противоположного пола. Например,
женственность мамы способствует формированию мужских черт характера у сына, и
наоборот.
И мальчики, и девочки могут быть как
застенчивыми, так и смелыми и решительными. Не стоит забывать об этом, но и
нельзя не отметить особенности психики мальчиков и девочек, исходя из
психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, можно вывести
некоторые советы.
• Необходимо у мальчиков развивать
мелкую моторику, для этого ис-пользуйте соответствующие игры, конструктор с
мелкими деталями; у девочек – крупную, для чего подойдут игры с мячом,
подвижные игры.
• Мальчикам необходимо разъяснять задачу,
проблемную ситуацию, давать указания не менее чем в течение минуты, прежде
чем они приступят к работе.
• Используйте различные
головоломки для девочек.
• Дайте мальчикам возможность
выражать свои чувства и только по-том обсуждайте их с ними.
• Хвалите мальчиков за подвижность,
энергичность, активность. Ста-райтесь переключать эти особенности на трудовую
деятельность, помощь другим детям, усложняйте проблемные ситуации и поисковые
задачи.
• Хвалите девочек и мальчиков чаще,
особенно за хорошо выполнен-ные действия. Держите под рукой фотоаппарат и
фотографируйте ребенка, успешно реализующего задачи. Этот прием поможет
детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию
успешного решения задач.
|
|
Комментарии0
Новый комментарий