16.02.2021
1. Ежедневно находить время для общения с
ребенком тет-а-тет, тем самым давая возможность малышу поделиться с Вами своими
секретами, тревогами, попросить помощи, совета.
2. Слушайте
ребенка внимательно. Не пытается ли он рассказать Вам о том, что кто-то запугал
его, или Вы своим поведением внушили ему страх? Воспринимайте рассказы малыша
серьезно.
3. Первым делом
выяснить причину страха.
4. При выборе
воспитательных мероприятий учитывать, что страхи имеют непроизвольный и
неосознанный характер.
5. Помнить, что
малыш не может управлять своим поведением и не владеет собой, поэтому словесные
убеждения неэффективны.
6. Ни в коем
случае не наказывать ребенка. Если бы каждая мать, ругая его, могла
представить, что ночью она превратится в Бабу Ягу, а каждый жестокий отец – в
Бармалея, они бы гораздо лояльнее выбрали бы методы воспитания.
7. Ни в коем
случае не запугивать малыша и даже тогда, когда родители сами опасаются за его
безопасность.
8. Не
манипулируйте детскими страхами. Успокаивайте, но не создавайте для детей
особых условий.
9. Воспитание
страхом – жестокое воспитание. Последствия его – тревожная мнительность,
чрезмерная осторожность, пассивность и подавление творческого начала.
10. Не напоминать
ребенку о страхе. Не злоупотреблять чтением сказок и просмотром кинофильмов.
11. Обучать
терпимости к страху и управлению им, а в некоторых случаях и противодействию
источникам страха (например, драчуна, которого ребенок боится, можно запугать
ему самому, а не просто отступить перед ним).
12. Страх перед
засыпанием свидетельствует о том, что сфера подсознательного у ребенка
нуждается в более тесном контакте с мамой. Поэтому не стоит стараться во
чтобы-то ни стало приучать малыша засыпать в одиночестве. Если ребенок
стремится почувствовать рядом с собой близкого взрослого человека, его желание
необходимо удовлетворить.
13. Если малыш
боится темноты, купите ему веселый ночничок в виде, например, волшебного
гномика, который не допустит и близко всяких монстров (постепенно увеличивая
время отключения светильника).
14. Красочное
постельное белье с различными сказочными персонажами, обнимающими со всех
сторон малыша, никогда не дадут его в обиду.
15. Когда малыш
боится замкнутого пространства, оставьте открытой дверь в его комнату, побудьте
рядом с ним.
16. Чтобы ребенку
не страшно было спать, пусть и любимая игрушка заснет в его кроватке.
17. Если малыш
боится оставаться в комнате один, возьмите его за руку, поцелуйте ладошку
сожмите кулак. Скажите, что это его защита, которая останется с ним на все
ночь.
18. Если ребенок
боится, что в туалете или под кроватью притаились чудовища, проверяйте вместе с
ним перед сном эти места и положите рядом с малышом фонарик.
19. Когда ребенок
боится темноты, поиграйте с ним в темной комнате в разведчика, когда боится
врача – в больницу. Главное – игра должна быть интересной, и конечным
результатом ее должно быть убеждение ребенка в том, что страх его напрасный.
20. Дайте ребенку
карандаши, пусть он рисует свои страхи до тех пор, пока не освободится от них.
21. У более
старших детей, в некоторых ситуациях, попытайтесь уменьшить страх с помощью
стыда, хотя бы такой фразой: «Тебе должно быть стыдно, ты ведешь себя как
маленький, испуганный котенок».
22. Положительным
примером борьбы с детскими страхами может стать рассказ родителей о своих
детских страхах. Расскажите малышу, как Вы с ними боролись и победили.
23. Никогда не
стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под
влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не
исчезает, а усиливается. Стремясь избавится от него ребенок прибегнет к
действиям, которые закрепятся как вредные привычки: начнет сосать язык, палец и
т.д.
24. Родители
должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать
внимания на враждебность, которую они время от времени проявляют к нам.
25. Чаще говорите
ребенку, что в жизни нет ничего страшного, что мама и папа сильные, и в случае
опасности всегда смогут защитить.
26. Реакцию страха
можно предвидеть и предупредить ее. Так, например, перед посещением зоопарка
рекомендуется рассказать ребенку, что не все звери хорошие и добрые, есть дикие
и страшные.
27. Есть много
детских книжек, где герои побеждают страх. Читайте их вместе с детьми, чтобы
они знали, что они не одиноки и страх присущ многим, но можно его победить.
28. При обучении
ребенка письму, лучше использовать простой карандаш с резинкой, чтобы малыш в
любой момент мог вытереть то, что плохо получилось (профилактика страх
неуспешности).
29. Женщины лучше
переносят боль и нередко мужественнее, чем мужчины, преодолевают страх, потому
что над их страхами, над их болью в детстве никто не смеялся, их страхи
понимали, им их прощали и старались объяснить природу страха.
30. Спрашивайте,
не хотят ли они попробовать два-три раза испытать то, чего они боятся, прежде
чем отказаться от этого навсегда.
31. Не заставляйте
детей силой преодолевать страх. Некоторые дети могут сразу прыгнуть в бассейн и
поплыть, а другие все лето будут наблюдать со стороны, прежде чем осмелятся
войти в воду. Уважайте своего ребенка и имейте терпение и веру.
32. От страхов
ограждают мудростью и предусмотрительностью. Склонность к страху преодолевают
добротой.
Как не надо вести себя родителям с детьми,
которые испытывают страх
1. Использовать
методы запугивания и наказания в целях воспитания.
2. Не обращать на
страх ребенка никакого внимания и не пытаться помочь преодолеть его ему.
3. Перегружать
фантазию и воображение малыша пугающими его сказками и историями.
4. Передавать свой
страх ребенку.
5. Не подшучивайте
над детскими страхами, не углубляйте их, загоняя в глубину детской души.
6. Никогда не
стыдите своего ребенка за испытываемый страх. Стыд и страх взаимосвязаны. Под
влиянием насмешек из чувства стыда ребенок начинает скрывать страх, но он не
исчезает, а усиливается.
Стремясь избавится
от него ребенок прибегнет к действиям, которые закрепятся как вредные привычки:
начнет сосать язык, палец и т.д.
7. Никогда не
оставляйте ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда
возможно появление неожиданного, пугающего. Ребенок исследует неизвестное
только рядом со взрослым.
Рекомендации
воспитателям детей, которые испытывают страх
1. Уже в начале
учебного года необходимо установить тесный контакт с родителями своих
воспитанников, запишите их пожелания. Зафиксируйте и собственные представления
проблемы каждого конкретного ребенка.
2. Когда в группу
приходят новенькие дети, дайте возможность другим воспитанникам самостоятельно
объяснить вновь поступившим правила поведения в дошкольном учреждении.
(Профилактика страха быть непринятым в коллективе).
3. Знакомя детей с
правилами поведения в группе, проведите занятие-игру, на которой можно
использовать эти правила. В этом случае ребенок сможет четко понять, чего от
него хотят. (Профилактика страха сделать что-либо не так, быть наказанным).
4. Следите, чтобы
установленные правила не приводили к эмоциональному или физическому унижению
какого-нибудь ребенка его сверстниками. (Профилактика быть непринятым в
коллективе).
5. Придумайте для
некоторых детей условный «секретный сигнал», который напоминал бы им о том, что
они сделали что-то не так и нужно немедленно принять правила игры.
(Профилактика и коррекция страха неуспеха, страха быть осмеянным).
6. Используйте
условные знаки из цветной бумаги, чтобы сигнализировать не словом, а знаком о
необходимости изменения поведения детей в группе в данный момент, например,
«разговаривать нельзя – красный прямоугольник; разговаривать разрешается –
синий прямоугольник; можно свободно играть любыми игрушками – зеленый
прямоугольник». (Профилактика страха словесного наказания).
7. На занятиях
используйте приемы гуманной личностно-ориентированной педагогики сотрудничества
– «ответ на ушко». (Профилактика страха неуспеха, неправильного ответа).
8. Стимулируйте
желание детей использовать уже полученные знания для самостоятельного решения
незнакомых заданий, давая условный сигнал: «время рискнуть – кружок, разделенный
пополам: одна половина красного цвета, а вторая - черного». (Профилактика
страха неуспеха, неправильного ответа).
9. Обсуждайте
вместе с детьми различные способы выхода из ситуаций, которые могли бы
произойти в жизни группы. Помогите оценить детям, насколько конструктивным
окажется выбор каждого из них.
10. Дайте
возможность ребенку определиться со своими страхами. Обсудите с ним различные
случаи, которые бы демонстрировали: то, чего они боятся, на самом деле не
страшно.
11. Создавайте
условия, которые способствуют установлению и развитию дружеских отношений между
детьми. (Профилактика страха одиночества, страха конфликта).
12. Придумайте
вместе с детьми различные способы похвалы (аплодисменты, поднятие кулачков,
большого пальца вверх, скандирование и т.п.).
13. Проводите один
раз в неделю «День хорошего настроения», «День улыбок» и т.п.
14. Сразу выделите
малышей, которые склонны уединяться, и следите, чтобы другие дети не забывали
приглашать их в совместные игры.
ПОМНИТЕ: воспитательное влияние игры
сильнее любой нотации. Для дошкольников даже самые детальные словесные поучения
мало что значат, т.к. у них еще недостаточно зрелая и физиологически развита
вторая сигнальная система. Использование же игры, как дидактического приема,
дает возможность наиболее быстрого достижения психопрофилактического и
лечебного эффекта, ведь игра основана прежде всего на личностном интересе
каждого ее участника и вызывает у детей лишь положительные эмоции.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.02.2021
Дата обновления: 16.02.2021
Дата публикации: 16.02.2021