1. Общие положения -Настоящее Положение об использовании государственных символов (символики) в МАДОУ детский сад №34 «Родничок» разработано в соответствии: -с Конституцией Российской Федерации (ст.70), -Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 15 апреля 2022 года №СК-295/06, -Федеральным Конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации» в редакции от 1 сентября 2014 года, -Федеральным Конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, Федеральным Конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации» с изменениями на 21 декабря 2013 года, -Уставом МАДОУ детский сад №34 «Родничок» и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность образовательных организаций. Общие положения 1.1. Положение об использовании государственных символов определяет порядок изучения и использования (установления, размещения) Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации, а также исполнения Государственного гимна Российской Федерации в МАДОУ детский сад №34 «Родничок». 1.2 Данное Положение разработано в соответствии со следующими федеральными конституционными законами и нормативными правовыми актами, которые регулируют использование государственных символов Российской Федерации: · Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. (статья 70); · Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 1-ФКЗ (ред. от12марта 2014г.) «О Государственном флаге Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 9июля 2002г.,30июня 2003г.,7марта 2005г.; 8 ноября 2008г., 23июля, 28декабря 2010г.,21декабря 2013г.,12марта 2014г.,1сентября2014 г.). · Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2ФКЗ(ред.от20декабря2017г.) «О Государственном гербе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 9 июля 2002 г.,30 июня 2003г.,1 0 ноября 2009г., 28 декабря 2010г., 23июля2013г.,12марта2014г., 20 декабря 2017г., 30декабря2021г.). · Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ (ред.от21декабря2013г.) Государственном гимне Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от: 22марта 2001 г., 21 декабря 2013 г.). · Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2019г .№561 «Вопросы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации». · Указ Президента Российской Федерации от 2июля 2021г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». ·Методические рекомендации «Об использовании государственных символов Российской Федерации при обучении и воспитании детей и молодежи в образовательных организациях, а также организациях отдыха детей и их оздоровления» от 15.04.02022 № СК-295. · Стандарт Церемонии поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации (письмо министерства просвещения РФ от 17.06.2022 № АБ-1611/06 о направлении Стандарта церемониала). 1.3 Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом в соответствии со статьёй 70 Конституции Российской Федерации. 1.4 Важнейшим символом российского государства выступают его государственные символы и их включение в содержание обучения и воспитания в системе образования. 1.5 Государственные символы Российской Федерации для каждого гражданина России выступают символами сопричастности и народного единства, проявления патриотических чувств и принадлежности к российскому народу, огромной стране с великой историей. 1.6 Использование государственных символов Российской Федерации в обучении и воспитании воспитанников в ДОУ является важнейшим элементом приобщения к российским духовно-нравственным ценностям, культуре и исторической памяти. 1.7. Каждый работник детского сада и его воспитанник должен знать текст гимна Российской Федерации, знать государственную символику: герб, флаг, их значение и историю. 1.8 Государственные символы - консолидирующая основа формирования общероссийской гражданской идентичности для подрастающего поколения, является неотъемлемой составной частью образовательной деятельности, включается в изучение на всех уровнях образования при реализации основных и дополнительных образовательных программ, программ воспитания. 1.9 Образование – важнейший институт гражданского общества и российского государства, максимально охватывающий интересы, потребности и права детей, родителей и законных представителей, педагогов и руководителей– участников образовательных отношений. 1.10. Система образования выступает основой обеспечения гражданского единства и патриотического воспитания подрастающего поколения, консолидации педагогического, родительского, профессионального и научного сообществ, всех уровней государственной власти. 1.11 Приоритеты государственной образовательной политики направлен ы на развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству. Для российского государства этот приоритет выступает одним из значимых направлений «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»1, согласно которой «права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»,-традиционные российские духовнонравственные ценности, объединяющие нашу крупнейшую многонациональную и многоконфессиональную страну. 1 Указ Президента Российской Федерации от 2июля 2021г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 2. Порядок использования государственных символов Российской Федерации, установленный федеральными конституционными законами Порядок размещения государственных символов Российской Федерации 2.1. Государственные символы Российской Федерации размещены в общественном пространстве ДОУ: -в музыкальном зале: государственный флаг Российской Федерации и флаг детского сада размещены в натуральную величину из ткани на древке; имеется настенное изображение гербов Российской Федерации, Свердловской области и Белоярского района с прописанными гимнами Российской Федерации; -в кабинете заведующего-настенное изображение флага и герба, гимна произвольной величины с соблюдением пропорций; -в музыкальном зале имеется папка с символикой района, области, Российской Федерации; -в методическом кабинете: настенное, настольное изображения флага и герба, гимна Российской Федерации произвольной величины с соблюдением пропорций, из любых материалов; а также имеется папка с символикой детского сада, района, области, Российской Федерации; -в групповых помещениях: настенное, настольное изображения флага и герба произвольной величины с соблюдением пропорций, из любых материалов, а также имеется папка с символикой района, области, Российской Федерации (в соответствии возрастной категорией детей) 2.2. При создании зонировании мест размещения государственных символов в ДОУ необходимо обеспечить эстетичность и доступность помещения для детей, освещённость и чистоту помещения, пространственные характеристики помещения. 6.3.Размещение государственных символов осуществляется в соответствии с федеральными конституционными законами о государственных символах Российской Федерации. 3. Порядок использования Государственного флага Российской Федерации2. 3.1. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 1/1,5 3.2 Государственный флаг Российской Федерации вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 21.12.2013 № 5-ФКЗ). 3.3. Государственный флаг Российской Федерации также может быть установлен во время торжественных мероприятий, проводимых в ДОУ. 3.4.В дни траура в верхней части древка Государственного флага Российской Федерации крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. Государственный флаг Российской Федерации, поднятый на мачте (флагштоке), приспускается до половины высоты мачты (флагштока). 3.5 Перед проведением торжественных праздничных мероприятий, а также дней траура и скорби, рекомендуется предварительно проводить с воспитанниками детского сада в доступной форме разъяснительную работу о значимости того или иного важного события в истории России и (или) субъекта Российской Федерации. 3.6 Использование Государственного флага Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным флагом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Порядок использования Государственного герба Российской Федерации. 4.1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона. 4.2. Гербы (геральдические знаки) субъектов Российской Федерации и дошкольных образовательных организаций не могут быть идентичны Государственному гербу Российской Федерации. 4.3. Государственный герб Российской Федерации не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, образовательных организаций. 4.4. При одновременном размещении Государственного герба Российской Федерации и других гербов (геральдических знаков) размер герба (геральдического знака) субъекта Российской Федерации, муниципального образования, ДОУ, не может превышать размер Государственного герба Российской Федерации, при этом Государственный герб Российской Федерации не может быть размещен ниже других гербов (геральдических знаков). 4.5. Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5 . Порядок использования Государственного гимна Российской Федерации 5.1. Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом. 5.2. Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. 5.3. Государственный гимн Российской Федерации исполняется в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом (Приложение 1). 5.4. Государственный гимн Российской Федерации исполняется в следующих случаях: -в ДОУ независимо от форм собственности - перед первым занятием в день начала нового учебного года, а также во время проводимых указанными торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных, а также финальных этапов мероприятий (акции, флешмобы, открытие/закрытие мероприятий и др.), в том числе посвященных государственным и муниципальным праздникам. 5.5. Государственный гимн Российской Федерации может исполняться в иных случаях во время торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями. 5.6. При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. 5.7. В случае если исполнение Государственного гимна Российской Федерации сопровождается поднятием Государственного флага Российской Федерации, присутствующие поворачиваются к нему лицом. 5.8 В дни празднования государственных праздников и при проведении торжественных мероприятий, в том числе финальных этапов, а также в рамках летней оздоровительной кампании рекомендуется: исполнение Государственного гимна Российской Федерации (краткой или полной его версии). 5.9. Исполнение и использование Государственного гимна Российской Федерации с нарушением Федерального конституционного закона "О государственном гимне Российской Федерации", а также надругательство над Государственным гимном Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Порядок знакомства воспитанников ДОУ с государственными символами Российской Федерации 6.1. Использование государственных символов в ДОУ должно отвечать приоритетным задачам воспитания духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у воспитанников чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку. 6.2. Изучение и использование государственных символов Российской Федерации имеет важное значение в воспитании подрастающего поколения, в формировании у детей и молодежи чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому и культурному наследию, традициям многонационального народа России. 6.3.Знакомство детей с государственными символами Российской Федерации рекомендуется направить на воспитание бережного отношения и уважения к символам государства, на формирование актуальных знаний детей об истории создании и конституционных требований к использованию государственных символов, на раскрытие содержания ценностей и смыслов, заложенных в государственных символах. 6.4.При изучении государственных символов Российской Федерации важно учитывать особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формировать предпосылки для консолидации усилий образовательной организации, организации отдыха детей и их оздоровления, семьи, общества и государства, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. 6.5.Воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образования и нацелено на формирование у детей (обучающихся) основ российской идентичности. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ в образовательных организациях осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. 6.6.Формирование у дошкольников ценностного отношения к государственным символам - важная задача, которая может реализоваться в процессе присвоения ими общекультурных норм, заложенных в предметах, способах деятельности, отношениях, общении. 6.7. Содержание дошкольного образования в рамках образовательных областей социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития воспитанников может включать тематические компоненты о флаге, гербе, гимне в формах, доступных для дошкольников старших возрастных групп. 6.8. В рамках программ, входящих в образовательную область «Познавательное развитие», дети старшего дошкольного возраста получают информацию об окружающем мире, малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о государственных символах, олицетворяющих Родину. 6.9. Одной из задач социально-коммуникативного развития дошкольников является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В рамках программ образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у воспитанников детских садов формируется чувство принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых. 7. Программы образовательной области «Речевое развитие» знакомят дошкольников с книжной культурой, детской литературой, расширяя представления о государственных символах страны и ее истории. 7.1. В рамках программ художественно-эстетической образовательной области через творческие формы работы (рисование, лепка, художественное слово, конструирование и др.) дошкольники ассоциативно связывают государственные символы с важными историческими событиями страны. 7.2. Формирование основ патриотизма – любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; уважительного отношения к ее символике -флагу, гербу, гимну выступают образовательными задачами для старших дошкольников. Формируя представления детей о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, многообразии стран и народов мира, в детском саду осуществляется ознакомление детей в самых общих чертах в интересной и доступной для них форме с государственным устройством России, армией, флотом, авиацией. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования включают начальные знания о социальном мире, в котором живет ребенок, составной частью которых является формирование представления о государственных символах России. 7.3. Изучение государственных символов Российской Федерации в ДОУ осуществляется в рамках календарного плана воспитательной работы образовательной организации (Приложение №2) 7.4. Включить в календарный план воспитательной работы занятия (нод), по изучению государственных символов Российской Федерации. 7.5. Включить в ежегодное календарное планирование формы работы на основе игровой и театрализованной деятельности, чтение стихов о Родине, флаге страны с целью эмоционального принятия и отождествления государственных символов с историей своей семьи, малой родины и страны. 5. Заключительные положения 5.1. Настоящее Положение об использовании государственных символов является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 5.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 5.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.5.1. настоящего Положения. 5.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Текст Государственного гимна Российской Федерации Музыка А. Александрова Слова С. Михалкова Россия - священная наша держава, Россия - любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая Хранимая Богом родная земля! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой! ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Изучение государственных символов Российской Федерации осуществляются в рамках календарного плана воспитательной работы образовательной организации и празднованию следующих государственных праздников: -12 июня - «День России»; -22 августа - день Государственного флага Российской Федерации; -30 ноября - день Государственного герба Российской Федерации; -12 декабря - «День Конституции» Традиционно в образовательной организации отмечаются такие праздничные даты, как: -1 сентября - День знаний; - 4 ноября - День народного единства; -23 февраля - День защитника Отечества; -8 марта - Международный женский день; -12 апреля - День космонавтики; -1 мая День Труда -9 мая - День Победы; -1 июня - День защиты детей; -22 июня - День памяти и скорби. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕНТРУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ» Воспитание у дошкольников чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к семье, близким, детскому саду, стране имеет большое значение в развитии полноценного будущего гражданина. В какой бы стране не рос ребенок, все свои чувства он связывает с теми местами, где родился и вырос: с детским садиком, куда пошел еще совсем малышом, со школой, где освоил азы знаний, со своим двором и улицей. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели вместе с родителями могут оформить патриотические уголки в детском саду своими руками. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА Главной целью патриотического уголка является воспитание и формирование нравственной личности. ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ПАТРИОТИЗМА Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА. 1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала). 2. Принцип стабильности и динамичности (создание уголка на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения). 3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а так же убирать ненужные). 4. Принцип вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне). 5. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях). ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА 1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад). 2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе). 3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская -народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор). 4. Ознакомление с родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности). 5. Ознакомление с родной страной : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи ,достопримечательности, Великая отечественная война, наша планета Земля (модель земного шара, национальности). ГЛАВНЫЕ АТРИБУТЫ. Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические уголки в детском саду: Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева. Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания. Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея. Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.. Правильно оформленные патриотические уголки в детском саду позволят привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?» КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ (при проведении смотра-конкурса) 1. Логика размещения материала 2. Эстетичность оформления 3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток) 4. Соответствие материала возрасту детей 5. Творческий подход педагога в оформлении уголка ПРИЛОЖЕНИЕ 4 СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ УГОЛКОВ, В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТЕЙ МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Основная цель работы в младшем дошкольном возрасте - ознакомление с ближайшим окружением. В уголке размещен материал по социально-нравственному воспитанию: взрослые люди – родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид (иллюстрации, тематические папки, дидактические игры); семья- подбор иллюстраций, тематических папок, изображающих семью, членов семьи в отдельности показывающих взаимоотношения членов семьи- заботливое отношение, совместные действия; дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению; ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детяхдевочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются и т.д.; эмоциональные состояния- тематические папки, иллюстрации, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния взрослых и детей; поведение детей – тематические папки, иллюстрации, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения детей в общественных местах, иллюстрации по типу», «Хорошо– плохо» так можно делать, а так нельзя», этикет. Рекомендовать: -Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом) – фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад. -Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани разных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбаков, обереги), предметы народного декоративно – прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка. Работа по дереву и пр.), куклы в национальных костюмах. -Художественная литература по фольклору (песни, потешки, сказки и т.д.) СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию: семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, родным селом, его знаменитыми жителями, достопримечательностями, его транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей села. Это могут быть фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок, различные макеты- группы, детского сада или микрорайона, в котором расположен детский сад. Могут быть представлены материалы об истории возникновения поселка Элементы государственной символики – флаг, герб. Элементы областной символики – флаг, герб. Рекомендовать: -Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно- прикладного искусства , различные макеты ( крестьянские избы, комнаты- горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. -Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д. -Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки. СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Основные направления работы- краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организации жизни детей по народному календарю Моя семья – семейные фотоальбомы, самодельные книги на тему « Герб моей семьи», «Генеалогическое дерево». Родное село – иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «История возникновения посёлка», «Знаменитые земляки», « В годы Великой Отечественной войны», « Наше духовное наследие», «Достопримечательности», « Архитектура», « Спорт», подбор стихов о городе, карта города, символика поселка (флаг, герб). Моя область – символика области, карта области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области (города области, чем знамениты, промышленность и сельское хозяйство). Родная страна – карта России ,народы населяющие страну, символика ( герб, флаг, гимн, портрет президента) Защитники Отечества – иллюстрации, тематические папки на тему « Наши предки – славяне». « Богатыри земли русской». « Великая Отечественная война», « Война 1812 года», « Российская армия». Фотоматериал «Памятники воинской славы». Художественная литература и дидактические игры по теме: макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.) Рекомендовать: -Приобщение к истокам русской народной культуры – иллюстрации и тематические папки по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», « Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья, «Народный календарь», предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно – прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме. -Художественная литература по фольклору ( сказки, былины, предания) Великие соотечественники – портреты, художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославлявших Россию. -Наша планета Земля – глобус, детская карта мира. -Художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УГОЛКЕ Воспитатели, планируя работу по патриотическому воспитанию, могут делить материал по блокам: «Моя семья», «Мой любимый город», «Моя родина - Россия». Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игрбесед, игр-инсценировок. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (страна, город). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину. Только постоянная и планомерная совместная работа работников ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.