Содержание Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования» …………………….……………..3 1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………...…..3 1.2.Учебный (тематический) план………………………………………………………………….5 1.3.Содержание учебного (тематического) плана…………………………………………………6 1.4.Планируемые результаты……………………………………………………………………….8 Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» ………………………………..9 2.1. Условия реализации программы……………………………………………………………….9 2.2. Формы аттестации, оценочные материалы………………………………………………..…11 2.3.Список литературы…………………………………………………………………………….13 Приложение………………………………………………………………………………………....14 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: социально-гуманитарная. Дополнительная общеразвивающая программа «Ступеньки грамоты» (далее программа ДОП) разработана в соответствии с: - Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р; -Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242; -Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г. №816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; -Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; -«Методическими рекомендациями для субъектов РФ программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России от 28.06.2019 г № МР – 81/02 вн)»; -Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; -«Требованиями к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области»(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской области «Дворец молодежи» от 26.02.2021 г № 136-д); -Уставом МАДОУ детский сад № 34 «Родничок»; -Положением о дополнительных общеразвивающих программах и порядке их утверждения в МАДОУ детский сад № 34 «Родничок» (далее детский сад). Актуальность: Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать 3 различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого. Данная программа дополнительного образования предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте, учитывает интересы и мотивы детей и членов и их семей. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Программа способствует созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка, формированию у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет им успешно учиться. Программа «Ступеньки грамоты» является модифицированной и составлена на основе программы Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» Программа разработана с учетом потребности населения. Программа не предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех категорий воспитанников. Практическая значимость программы определена тем, что образовательный процесс нацелен на подготовку детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты, способствует созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка, формированию у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, что позволяет им успешно учиться Отличительная особенность программы. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительнодвигательной координации. Цель данной программы – развитие психофизиологических предпосылок обучения чтению у дошкольников, формирование навыков звукового и звукобуквенного анализа и положительной мотивации к данному виду деятельности. Задачи программы: - формирование запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе; - развитие психических процессов; - развитие пространственного мышления; 4 -развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации; -развитие фонематического слуха и восприятия через вовлечение детей в систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами; - овладение навыками чтения; - формирование умения понимать инструкцию и выполнять её самостоятельно; -формирование умения планировать деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку; - развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач. Адресат программы: воспитанники 5-7 лет. Программа разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников. Объем программы: 66 часов. Срок реализации программы: 8 месяцев. Режим занятий: Набор на занятия осуществляется на свободной основе. Число воспитанников, одновременно находящихся в группе составляет от 7 до 15 человек. Продолжительность занятий для воспитанников 5 – 6 лет – 25 минут, 6 – 7 лет – 30 минут, 1 занятие 2 раза в неделю. Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда. Форма обучения: очная. Виды занятий – занятия проходят в виде учебных занятий, которые проводятся в доступной игровой форме. Теоретическая часть: Формирование понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Ознакомление с буквами русского алфавита. Ознакомление с некоторыми правилами правописания. Практическая часть: 1. Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания. 2. Игры и упражнения на развитие слухового восприятия и внимания. 3. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и навыков ориентировки на плоскости и в пространстве. 4. Игры и упражнения на развитие слогового и звукового анализа и синтеза. 5. Чтение и печатание букв, слогов, слов и предложений с изученными буквами. Планируемый результат у воспитанников складываются предпосылки грамотности. Уровневость программы: традиционная 1.2. Учебный (тематический) план № п/п 1. Периоды Количество часов всего Первый период – теория 19 4 5 практика 15 Формы промежуточной аттестации Практические задания. 2. 3. ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными Второй период – ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э Третий период – Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ ИТОГО: Самоанализ. Взаимоанализ. 27 6 21 Практические задания. Самоанализ. Взаимоанализ. 20 5 15 Практические задания. Самоанализ. Взаимоанализ. 66 15 51 1.3. Содержание учебного плана 1. Первый период – ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К. Теория: Знакомство с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К. Формирование понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук» и умения оперировать этими понятиями. Формирование понятия «буква» и представления о том, чем звук отличается от буквы. Формирование понятий «слог», «слово», «предложение». Практика: -Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений: игра «Подними флажок», «Разноцветные корзинки?», «Кто больше?»; -Развитие зрительного внимания и восприятия: упражнения «Буквы перепутались», «Найди свою букву», «Узнай букву», «Что неправильно?»; -Формирование навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза: Игры и упражнения «Что получится?» «Куда едут машинки?», «Буква потерялась», «Кто в домиках живёт?», «Парочки»; -Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и ориентировки в схеме собственного тела, на плоскости, в пространстве: конструирование букв из палочек, шнурочков, мозаики, лепка из пластилина, упражнение «Живой конструктор», пальчиковая гимнастика: «Пальчики-зверюшки», работа в тетради; -Развитие координации речи с движением: подвижные игры: «Дождик», «Самолёт», «Облака», «Козочка», «Когда дождик плачет», «Сороконожка», «Качели»; -Чтение слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами. 2. Второй период - ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э. 6 Теория: Знакомство с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э Закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук». Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Формирование понятий «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук», «мягкий согласный звук», «твердый согласный звук». Закрепление понятия «слог» и умения оперировать им. Закрепление понятия «буква» и представления о том, чем звук отличается от буквы. Ознакомление с правилами правописания: - раздельное написание слов в предложении, - употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных, - точка в конце предложения. Практика: -Развитие фонематических процессов: упражнения «Подними сигнал», «Подбери слова», «Соедини буквы с картинками», «Обведи картинки», «Слушай внимательно», «Раскрась кружки», «Разноцветные вагоны», «Эхо». «Веселые утята»; -Формирование навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза: игры и упражнения: «Кто скорее?», «Выбери букву», «Котенок гуляет», «Озорной дождик», «Веселый поезд», «Подбери слово», «Подпиши картинки», «Шифровки», «Зажги фонарик», «Теремок», «Разноцветные шнурки»; -Развитие мелкой моторики и координации речи с движением: пальчиковая гимнастика «Облака», «Оладушки», «Когда дождик плачет», «Мы в печи варили щи», «На шоссе», подвижные упражнения «Жук-жучок», «В лесу», «Медвежата», «Назови зверей», «На коняшке», «Маляр», «Качели»; -Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, развитие графомоторных навыков: конструирование букв, работа в тетради; -Разгадывание ребусов, решение кроссвордов; -Чтение логов, слов и предложений с изученными буквами. 3. Третий период - Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Теория: Знакомство с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Закрепление представлений о твердости – мягкости, звонкости – глухости согласных звуков . Ознакомление с правилом правописания: написание ча - ща с буквой А, чу - щу с буквой У. Закрепление знания знакомых правил правописания. Практика: -Развитие фонематических процессов: упражнения «Синие флажки», «Разноцветные линии», «Светофорчики», «Весёлый круг», «Зажги фонарик», «Пары слов», «Измени слово»; -Формирование навыков звукового, слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза: игры и упражнения: «Кто скорее?», «Подбери слова к схеме», «Два и 7 три», «Найди место звука», «Составь схему», «Четвёртый лишний», «В овощном магазине», «В чём загадка?», «Кто в зоопарке живёт?»; -Развитие мелкой моторики и координации речи с движением: подвижные игры и упражнения: «В лесу», «Упрямый ослик», «Дубочек», Карусели». «На коняшке», «Колобок», пальчиковая гимнастика: «На шоссе»; -Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, развитие мелкой моторики: упражнения: «Закончи букву», конструирование букв, печатание букв, слов, предложений в тетради; -Разгадывание ребусов, решение кроссвордов, чтение изографов; -Чтение слов, предложений, небольших текстов. 1.4. Планируемые результаты Ожидаемые результаты реализации программы К концу курса дети должны: 1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв. 2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные. 3. Правильно ставить ударение в знакомых словах. 4. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту. 5. Составлять из букв разрезной азбуки слова. 8 Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Условия реализации программы Кадровое обеспечение: Должность ФИО Образование Стаж Квалификационная категория Педагог дополнительн ого образования Кузьмина Евгения Сергеевна Высшее педагогическое 13 лет БКК Педагог дополнительн ого образования Антонова Наталья Владимировна Высшее педагогическое 9 лет БКК Педагог дополнительн ого образования Летова Екатерина Альбертовна Высшее педагогическое 2 года БКК Материально-техническое обеспечение. В процессе реализации работы в рамках данной программы используется кабинет учителя-логопеда. Настенное зеркало Столы Стулья детские Шкаф для методических пособий Магнитная доска Оборудование: - Магнитная азбука - кубики Зайцева - Картины-схемы демонстрационные + раздаточный материал для звукового анализа - Схемы предложений из 2-5 слов. - Картотека игр на развитие навыка звукового анализа - Развивающая игра «Прочитай по первым буквам» - Развивающая игра «Продолжи слова» Информационное обеспечение: созданы условия для самостоятельной деятельности воспитанников. Методические пособия, используемые для реализации программы: Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 Методические материалы: 9 Программа реализуется в доступной и интересной форме: дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного материала. Особое внимание уделяется игровым приемам, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом обучения и развития. Словесные игры включаются в каждое занятие, и их введение дается с учетом постепенного усложнения содержания в зависимости от программных задач. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие графических навыков; развитие фонематического восприятия и формирование устной разговорной речи. Программа предполагает широкое использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, создающие эмоциональный фон. Для проведения занятий используются наглядные пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического обеспечения. иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики. Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности помогают сформировать самоконтроль и самооценку ребенка. Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал позволяет включать в занятия малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, потешки и загадки. Знакомство с ними позволяет обогащать речь дошкольника, имеет воспитательное значение. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, расширяют и закрепляют представления о нем. Развивают мышление. Работа проводится фронтально всей группой и по подгруппам с использованием игровых технологий, а также индивидуально с учётом уровня развития детей. В ходе реализации Программы используются педагогические технологии: - здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению возможности сохранения и укрепления психофизического здоровья детей. - игровые технологии создают максимально благоприятные условия для развития детей и позволяют решать педагогические задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. - технология наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Программа основывается на следующих принципах: -Принцип систематичности и последовательности обучения. 10 Структура и содержание программы позволяют использовать полученные ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к сложному. -Принцип доступности обучения. Содержание заданий программы и методы их предъявления соответствуют возрастным особенностям дошкольников. Занятия предъявляются детям в игровой форме. -Принцип индивидуализации обучения. Обучение строится с учетом индивидуальных особенностей детей. -Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации. Ведущая роль в обучении принадлежит педагогу, однако решение поставленных задач в рамках деятельностной среды доступными для него средствами осуществляет ребенок. -Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Оценка деятельности ребенка осуществляется в устной форме. Исключается отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий. 2.2. Формы аттестации и оценочные материалы - Входной (определяет уровень развития способности детей к обучению грамоте) - Текущий (контрольное задание, устный опрос, наблюдение). - Итоговый. (определяет уровень по усвоению программы: индивидуальные беседы, диагностика). Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости воспитанников определяется педагогом самостоятельно. Основная задача мониторинга - определение качества реализации программы и влияние дополнительной образовательной программы на динамику развития воспитанников. Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: «Дневник учёта и оценки личностных результатов и достижений обучающегося». Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: - анкета для проведения входного контроля; - экспертные листы; - протоколы контрольных занятий; - листы наблюдения. Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной 11 аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг. 12 2.3. Список литературы 1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020 2. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие – М.:Эксмо, 2016 3. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 4. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №1. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 5. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №2. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 6. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста №3. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 7. Нищева Н.В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. 8. Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка: Игры для развития фонетикофонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2009 13 Приложение №1 Календарный учебный график Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года Сроки проведения мониторинга (без прекращения образовательной деятельности) 01.10.2024 года 30.05.2025 года 36 недель Входной контроль осуществляется в период с 01 октября по 10 октября. Промежуточный мониторинг осуществляется в период с 20 по 30 декабря. Итоговый мониторинг осуществляется с 21 по 30 мая. 14