ДООП Ступеньки грамоты

Содержание
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования» …………………….……………..3

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………………………...…..3
1.2.Учебный (тематический) план………………………………………………………………….5
1.3.Содержание учебного (тематического) плана…………………………………………………6
1.4.Планируемые результаты……………………………………………………………………….8
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» ………………………………..9

2.1. Условия реализации программы……………………………………………………………….9
2.2. Формы аттестации, оценочные материалы………………………………………………..…11
2.3.Список литературы…………………………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………………………………....14

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная.
Дополнительная общеразвивающая программа «Ступеньки грамоты»
(далее программа ДОП) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от
04.09.2014 г. № 1726-р;
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 №
09-3242;
-Приказом Министерство образования и науки России от 23.08.2017 г.
№816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляемыми образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
образовательных программ»;
-Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-«Методическими рекомендациями для субъектов РФ программ в
сетевой форме (утв. Минпросвещения России от 28.06.2019 г № МР – 81/02
вн)»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-«Требованиями
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области»(Приложение к приказу ГАНОУ СО Свердловской
области «Дворец молодежи» от 26.02.2021 г № 136-д);
-Уставом МАДОУ детский сад № 34 «Родничок»;
-Положением о дополнительных общеразвивающих программах и
порядке их утверждения в МАДОУ детский сад № 34 «Родничок» (далее
детский сад).
Актуальность: Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный
возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным
развитием необходимых для данного периода психофизиологических
функций.
Ребёнка
отличает
острота
и
свежесть
восприятия,
любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие
мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно
развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать
3

различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому
составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к
обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.
Данная программа дополнительного образования предназначена для
обучения детей старшего дошкольного возраста грамоте, учитывает
интересы и мотивы детей и членов и их семей.
Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в
школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа
предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками,
буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные
операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками
речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации.
Программа способствует созданию условий для всестороннего
развития личности ребёнка, формированию у дошкольников более высокого
уровня познавательного и личностного развития, что позволяет им успешно
учиться.
Программа «Ступеньки грамоты» является модифицированной и
составлена на основе программы Н.В. Нищевой «Обучение грамоте детей
дошкольного возраста»
Программа разработана с учетом потребности населения. Программа не
предполагает конкурсного отбора, рассчитана на сопровождение всех
категорий воспитанников.
Практическая значимость программы определена тем, что
образовательный процесс нацелен на подготовку детей к обучению в школе и
знакомит детей с первоначальными элементами грамоты, способствует
созданию условий для всестороннего развития личности ребёнка,
формированию у дошкольников более высокого уровня познавательного и
личностного развития, что позволяет им успешно учиться
Отличительная особенность программы. Программа предоставляет
систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами,
которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит
понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого
общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительнодвигательной координации.
Цель данной программы – развитие психофизиологических
предпосылок обучения чтению у дошкольников, формирование навыков
звукового и звукобуквенного анализа и положительной мотивации к данному
виду деятельности.
Задачи программы:
- формирование запаса знаний, умений и навыков, которые станут
базой для дальнейшего обучения в школе;
- развитие психических процессов;
- развитие пространственного мышления;
4

-развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
-развитие фонематического слуха и восприятия через вовлечение детей
в систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами;
- овладение навыками чтения;
- формирование умения понимать инструкцию и выполнять её
самостоятельно;
-формирование умения планировать деятельность и осуществлять
самоконтроль и самооценку;
- развитие способности к саморегуляции поведения и проявлению
волевых усилий для выполнения поставленных задач.
Адресат программы: воспитанники 5-7 лет.
Программа разработана с учетом возрастных особенностей воспитанников.
Объем программы: 66 часов.
Срок реализации программы: 8 месяцев.
Режим занятий:
Набор на занятия осуществляется на свободной основе. Число
воспитанников, одновременно находящихся в группе составляет от 7 до 15
человек.
Продолжительность занятий для воспитанников 5 – 6 лет – 25 минут, 6
– 7 лет – 30 минут, 1 занятие 2 раза в неделю.
Занятия проводятся в кабинете учителя-логопеда.
Форма обучения: очная.
Виды занятий – занятия проходят в виде учебных занятий, которые
проводятся в доступной игровой форме.
Теоретическая часть: Формирование понятий «звук», «гласный звук»,
«согласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Ознакомление с
буквами русского алфавита. Ознакомление с некоторыми правилами
правописания.
Практическая часть:
1. Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания.
2. Игры и упражнения на развитие слухового восприятия и внимания.
3. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики и навыков ориентировки
на плоскости и в пространстве.
4. Игры и упражнения на развитие слогового и звукового анализа и синтеза.
5. Чтение и печатание букв, слогов, слов и предложений с изученными
буквами.
Планируемый результат у воспитанников складываются предпосылки
грамотности.
Уровневость программы: традиционная
1.2. Учебный (тематический) план
№
п/п

1.

Периоды

Количество часов
всего

Первый
период –

теория

19

4
5

практика
15

Формы
промежуточной
аттестации
Практические
задания.

2.

3.

ознакомление
с гласными
буквами А,
У, О, И, с
согласными
Второй
период
–
ознакомление с буквами
Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З,
Ш, Ж, Э
Третий период –
Ознакомление с
буквами Й, Е, Ё, Ю, Я,
Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ
ИТОГО:

Самоанализ.
Взаимоанализ.

27

6

21

Практические
задания.
Самоанализ.
Взаимоанализ.

20

5

15

Практические
задания.
Самоанализ.
Взаимоанализ.

66

15

51

1.3. Содержание учебного плана
1. Первый период – ознакомление с гласными буквами А, У, О, И, с
согласными буквами Т, П, Н, М, К.
Теория: Знакомство с гласными буквами А, У, О, И, с согласными
буквами Т, П, Н, М, К. Формирование понятий «звук», «гласный звук»,
«согласный звук» и умения оперировать этими понятиями. Формирование
понятия «буква» и представления о том, чем звук отличается от буквы.
Формирование понятий «слог», «слово», «предложение».
Практика:
-Развитие фонематических процессов: восприятия, представлений: игра
«Подними флажок», «Разноцветные корзинки?», «Кто больше?»;
-Развитие зрительного внимания и восприятия: упражнения «Буквы
перепутались», «Найди свою букву», «Узнай букву», «Что неправильно?»;
-Формирование навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
Игры и упражнения «Что получится?» «Куда едут машинки?», «Буква
потерялась», «Кто в домиках живёт?», «Парочки»;
-Развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и ориентировки в схеме
собственного тела, на плоскости, в пространстве: конструирование букв из
палочек, шнурочков, мозаики, лепка из пластилина, упражнение «Живой
конструктор», пальчиковая гимнастика: «Пальчики-зверюшки», работа в
тетради;
-Развитие координации речи с движением: подвижные игры: «Дождик»,
«Самолёт», «Облака», «Козочка», «Когда дождик плачет», «Сороконожка»,
«Качели»;
-Чтение слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с
пройденными буквами.
2. Второй период - ознакомление с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш,
Ж, Э.
6

Теория: Знакомство с буквами Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э
Закрепление понятий «звук», «гласный звук», «согласный звук». Закрепление
представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
Формирование понятий «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»,
«мягкий согласный звук», «твердый согласный звук». Закрепление понятия
«слог» и умения оперировать им. Закрепление понятия «буква» и
представления о том, чем звук отличается от буквы. Ознакомление с
правилами правописания:
- раздельное написание слов в предложении,
- употребление прописной буквы в начале предложения и в именах
собственных, - точка в конце предложения.
Практика:
-Развитие фонематических процессов: упражнения «Подними сигнал»,
«Подбери слова», «Соедини буквы с картинками», «Обведи картинки»,
«Слушай внимательно», «Раскрась кружки», «Разноцветные вагоны», «Эхо».
«Веселые утята»;
-Формирование навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза:
игры и упражнения: «Кто скорее?», «Выбери букву», «Котенок гуляет»,
«Озорной дождик», «Веселый поезд», «Подбери слово», «Подпиши
картинки», «Шифровки», «Зажги фонарик», «Теремок», «Разноцветные
шнурки»;
-Развитие мелкой моторики и координации речи с движением: пальчиковая
гимнастика «Облака», «Оладушки», «Когда дождик плачет», «Мы в печи
варили щи», «На шоссе», подвижные упражнения «Жук-жучок», «В лесу»,
«Медвежата», «Назови зверей», «На коняшке», «Маляр», «Качели»;
-Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, развитие
графомоторных навыков: конструирование букв, работа в тетради;
-Разгадывание ребусов, решение кроссвордов;
-Чтение логов, слов и предложений с изученными буквами.
3. Третий период - Ознакомление с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л,
Р, Ь, Ъ.
Теория: Знакомство с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ.
Закрепление представлений о гласных и согласных звуках, их отличительных
признаках. Закрепление представлений о твердости – мягкости, звонкости –
глухости согласных звуков . Ознакомление с правилом правописания:
написание ча - ща с буквой А, чу - щу с буквой У. Закрепление знания
знакомых правил правописания.
Практика:
-Развитие фонематических процессов: упражнения «Синие флажки»,
«Разноцветные линии», «Светофорчики», «Весёлый круг», «Зажги фонарик»,
«Пары слов», «Измени слово»;
-Формирование навыков звукового, слогового и звуко-буквенного анализа и
синтеза: игры и упражнения: «Кто скорее?», «Подбери слова к схеме», «Два и
7

три», «Найди место звука», «Составь схему», «Четвёртый лишний», «В
овощном магазине», «В чём загадка?», «Кто в зоопарке живёт?»;
-Развитие мелкой моторики и координации речи с движением: подвижные
игры и упражнения: «В лесу», «Упрямый ослик», «Дубочек», Карусели». «На
коняшке», «Колобок», пальчиковая гимнастика: «На шоссе»;
-Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, развитие мелкой
моторики: упражнения: «Закончи букву», конструирование букв, печатание
букв, слов, предложений в тетради;
-Разгадывание ребусов, решение кроссвордов, чтение изографов;
-Чтение слов, предложений, небольших текстов.
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу курса дети должны:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать
названия букв.
2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
3. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
4. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
5. Составлять из букв разрезной азбуки слова.

8

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Кадровое обеспечение:
Должность

ФИО

Образование

Стаж

Квалификационная
категория

Педагог
дополнительн
ого
образования

Кузьмина Евгения
Сергеевна

Высшее
педагогическое

13 лет

БКК

Педагог
дополнительн
ого
образования

Антонова Наталья
Владимировна

Высшее
педагогическое

9 лет

БКК

Педагог
дополнительн
ого
образования

Летова Екатерина
Альбертовна

Высшее
педагогическое

2 года

БКК

Материально-техническое обеспечение.
В процессе реализации работы в рамках данной программы
используется кабинет учителя-логопеда.
Настенное зеркало
Столы
Стулья детские
Шкаф для методических пособий
Магнитная доска
Оборудование:
- Магнитная азбука
- кубики Зайцева
- Картины-схемы демонстрационные + раздаточный материал для звукового
анализа
- Схемы предложений из 2-5 слов.
- Картотека игр на развитие навыка звукового анализа
- Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»
- Развивающая игра «Продолжи слова»
Информационное обеспечение: созданы условия для самостоятельной
деятельности воспитанников.
Методические пособия, используемые для реализации программы:
Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная
программа. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
Методические материалы:
9

Программа реализуется в доступной и интересной форме:
дидактических играх и упражнениях с использованием наглядного
материала. Особое внимание уделяется игровым приемам, которые
составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным
компонентом обучения и развития. Словесные игры включаются в каждое
занятие, и их введение дается с учетом постепенного усложнения содержания
в зависимости от программных задач.
Наряду с основными задачами программа включает задачи по
подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его
психолого-возрастных особенностей; развитие мелкой моторики и развитие
графических навыков; развитие фонематического восприятия и
формирование устной разговорной речи.
Программа предполагает широкое использование различного
словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки,
пословицы и поговорки, словесные игры и упражнения, создающие
эмоциональный фон. Для проведения занятий используются наглядные
пособия и рабочие тетради, развивающие игры, средства технического
обеспечения. иллюстрированным наглядным материалом, игровые,
занимательные упражнения, упражнения для развития моторики.
Интерес к занятию и мотивационная направленность деятельности
помогают сформировать самоконтроль и самооценку ребенка.
Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной
литературе. Учебный материал позволяет включать в занятия малые
фольклорные формы: пословицы, поговорки, потешки и загадки. Знакомство
с ними позволяет обогащать речь дошкольника, имеет воспитательное
значение. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, расширяют и
закрепляют представления о нем. Развивают мышление.
Работа проводится фронтально всей группой и по подгруппам с
использованием игровых технологий, а также индивидуально с учётом
уровня развития детей.
В ходе реализации Программы используются педагогические
технологии:
- здоровьесберегающие технологии способствуют обеспечению возможности
сохранения и укрепления психофизического здоровья детей.
- игровые технологии создают максимально благоприятные условия для
развития детей и позволяют решать педагогические задачи в естественных
для ребенка условиях игровой деятельности.
- технология наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно
представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с
ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные
задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный
материал усваивается лучше вербального.
Программа основывается на следующих принципах:
-Принцип систематичности и последовательности обучения.
10

Структура и содержание программы позволяют использовать полученные
ранее знания в процессе овладения новыми, переходя от простого к
сложному.
-Принцип доступности обучения.
Содержание заданий программы и методы их предъявления соответствуют
возрастным особенностям дошкольников. Занятия предъявляются детям в
игровой форме.
-Принцип индивидуализации обучения.
Обучение строится с учетом индивидуальных особенностей детей.
-Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их
реализации.
Ведущая роль в обучении принадлежит педагогу, однако решение
поставленных задач в рамках деятельностной среды доступными для него
средствами осуществляет ребенок.
-Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка.
Оценка деятельности ребенка осуществляется в устной форме. Исключается
отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у
детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в
процессе выполнения заданий.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
- Входной (определяет уровень развития способности детей к обучению
грамоте)
- Текущий (контрольное задание, устный опрос, наблюдение). - Итоговый.
(определяет уровень по усвоению программы: индивидуальные беседы,
диагностика).
Периодичность и порядок текущего контроля успеваемости
воспитанников определяется педагогом самостоятельно. Основная задача
мониторинга - определение качества реализации программы и влияние
дополнительной образовательной программы на динамику развития
воспитанников.
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
«Дневник учёта и оценки личностных результатов и достижений
обучающегося».
Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой
аттестации обучающихся к программе разработаны оценочные материалы, в
которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся, формируется система
оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей:
- анкета для проведения входного контроля;
- экспертные листы;
- протоколы контрольных занятий;
- листы наблюдения.
Кроме того, контрольно-измерительные материалы предусматривают
не только проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной
11

аттестации обучающихся по программе, но и оценку удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг.

12

2.3. Список литературы
1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная
программа. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020
2. Жукова Н.С. Букварь: учебное пособие – М.:Эксмо, 2016
3. Нищева Н.В. Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
4. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста
№1. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
5. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста
№2. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
6. Нищева Н.В. Тетрадь для обучения грамоте детей дошкольного возраста
№3. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015
7. Нищева Н.В. Играйка-грамотейка. Разрезной алфавит, предметные
картинки, игры для обучения дошкольников грамоте: Учебно-методическое
пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
8. Нищева Н. В. Играйка 9. Различайка: Игры для развития фонетикофонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2009

13

Приложение №1

Календарный учебный график
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного года
Сроки проведения мониторинга (без
прекращения образовательной деятельности)

01.10.2024 года
30.05.2025 года
36 недель
Входной контроль осуществляется в период с
01 октября по 10 октября. Промежуточный
мониторинг осуществляется в период с 20 по
30 декабря.
Итоговый мониторинг осуществляется с 21 по
30 мая.

14


Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».