ДООП Лего-конструирование

Содержание
1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематический план

6

3

Содержание программы

10

4

Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

12

4.1. Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

12

Организационно-педагогические условия реализации Программы

13

5.

5.1. Календарный учебный план

14

5.2. Материально-технические условия реализации Программы.

14

5.3. Кадровое обеспечение Программы
5.4. Список литературы

16
16

2

1. Пояснительная записка

Направленность программы - техническая
Вид деятельности программы-конструирование
Уровень освоения - стартовый.
Программа
разработана на основании законодательных и нормативноправовых документов:
- Федеральным закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»(далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
- Концепции развития дополнительного образования, утвержденная
распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 №
1726-р;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.
3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- Уставом Муниципального автономного дошкольного образовательного
учреждения № 34 «Родничок» (далее –Учреждение).
Актуальность программы
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для детей
старшего дошкольного возраста и младших школьников мир техники.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает
почву для развития технических способностейдетей, развивает логическое
мышление
и
способствует формированию
пространственного воображения. Программа является
комбинированной, т.е. разработанной на основе нескольких программ, а
именно: Куцакова В.В., «Занятия по конструированию из строительного
материала», Власова Л.П., «Рабочая программа по учебному курсу «Легоконструирование», Федотова Т.В., «Программа «ЛЕГО-мастер» для детей
старшего дошкольного возраста», Громова Н.А., «Рабочая программа по
3

учебной дисциплине «Конструирование и ручной труд». Выбор данных
программ обусловлен тем, что в программе «Мастер конструктор»
применяются различные способы конструирования: лего-конструирование,
конструирование из строительного материала, модульное конструирование
на плоскости, конструирование из бумаги. Были использованы различные
разработки указанных программ для достижения наилучшего результата.
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, что её значительной частью
является
модульное
конструирование
на
плоскости.
Модульное
конструирование на плоскости это вид конструирования, без которого
невозможно представить развитие таких качеств, как образное мышление,
внимание, память.
Цель программы
Формирование у детей устойчивой мотивации к конструктивной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1. Научить наблюдать окружающие предметы и явления.
2. Обучить техникам конструирования с использованием ЛЕГО-деталей.
3. Научить планированию деятельности на основе поэтапной обработки
предметно-преобразовательных действий.
4. Обучить умению искать и преобразовывать необходимую информацию на
основе различных информационных технологий (графических - текст,
рисунок, схема; информационно-коммуникативных)
Развивающие:
1. Развить наглядно-образное и словесно-логическое мышление и
активизировать самостоятельную мыслительную деятельность.
2. Развить внимание, память, произвольность мыслительных процессов.
3. Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность,
стремление к умственной деятельности.
4. Развить
регулятивную
структуру
деятельности,
включающую
целеполагание, планирование (умение составлять план действий и
применять его для решения практических задач), прогнозирование
(предвосхищение будущего результата при различных условиях
выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку.
5. Развить умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
4

6. Развить коммуникативную компетентность дошкольников на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над
проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие
навыков межличностного общения и коллективного творчества).
7. Развить индивидуальные способности ребенка.
8. Повышение умственной и физической работоспособности.
9. Уточнить и расширить представления о сенсорных качествах предмета
10.Развить внимание, память, произвольность мыслительных процессов.
Воспитательные:
1. Сформировать
мотивацию
успеха
и
достижений,
творческой
самореализации на основе организации предметно-преобразующей
деятельности.
2. Сформировать внутренний план деятельности на основе поэтапной
отработки предметно-преобразовательных действий.
3. Воспитать навык совместной деятельности, дружеских взаимоотношений.
4. Воспитать эмоциональную отзывчивость на процесс и полученный
результат.
Данная программа может быть использована как для детей с речевыми
нарушениями так и для детей с ОВЗ.
Адресатом программы являются дети в возрасте 6-7 лет.
Объём программы – 36 учебных часов, запланированных на весь период
обучения, необходимых для освоения программы.
Срок освоения программы – 9 месяцев.
Режим занятий групп - занятия проводятся 1раз в неделю.
Продолжительность учебной недели – 5 дней.
Срок реализации программы – с 01.09.2024 г. по 30.05.2025 г.
Форма обучения – очная.
Форма организации обучающей деятельности – групповая.
Численный состав группы: 8-13 воспитанников.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (показ
иллюстраций,работа по образцу, показ педагогом приёмов исполнения)
Адрес реализации программы: 624055, Свердловская область. Белоярский
район, село Косулино, улица Строителей 14,16б.

5

Планируемые (ожидаемые) результаты программы:
К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста:
Должны знать:
-основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности),
-простейшие основы механики, различать виды конструкций;
-понятия: моделирование;
- ступенчатые способы соединения деталей и их виды;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
Должны уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- грамотно выражать свои мысли.
2. Учебно-тематический план.

№

1

Наименование разделов/
тем занятий
Введение

1. 1 Инструктаж
по
технике
безопасности. Строительство
будущего. Презентация.
2

Основная часть

2.1 Конструирование
из
строительного материала.
Модель
«Дом».
Конструирование
по
образцу.
2.2 Модульное конструирование на
плоскости. Модель «Лодка с
человеком». Создание из
геометрических фигур новой
фигуры по образцу и по

В том числе:
Всего
часов теори и практики

Форма
контроля
наблюдение
анкетирование

1

0,5

0, 5

1

0,5

0, 5

наблюдение
анкетирование

34

7,7

26,3

наблюдение

1

0,3

0,5

рефлексия

1

0,1

0,9

диагностическ
ое

6

силуэту
Лего-конструирование. Модель
«Дворец» Конструирование по
рисунку.
2.4 Конструирование
из
строительного материала.
Модель «Церковь».
Конструирование по рисунку.
2.5 Модульное конструирование на
плоскости. Модели «Пляшущие
человечки»
Создание из геометрических
фигур новой фигуры по образцу
и по силуэту.
2.6 Лего-конструирование.
Модели
«Животные
Африки». Конструирование по
рисунку.
2.7 Конструирование
из
строительного материала.
Модели «Самолеты». Создание
несложных схем.
2.8 Лего-конструирование.
Модели
«Ракеты»
Конструирование по рисунку.
2.9 Конструирование
из
строительного
материала.
Продолжение конструирования
моделей «Ракеты»
Создание несложных схем и
работа по ним.
2.10 Лего-конструирование. Модель
«Космическая
станция»
Конструирование по условию.
2.11 Конструирование из
строительного
материала.
Модель «Микрорайон города»
Конструирование по условию.
2.12 Лего-конструирование.
Модель
«Дома
Конструирование по рисунку.
2.3

1

0,1

0,9

обследование

1

0,5

0,5

анкетирование

1

0,1

0,9

наблюдение

1

0,5

0,5

анкетирование

1

0,1

0,9

наблюдение

1

0,1

0,9

анкетирование

1

0,5

0,5

наблюдение

1

0,1

0,9

диагностическое
обследование

1

0,5

0,5

наблюдение

1

0,1

0,9

наблюдение

7

2.13

2.14

2.15

2.16
2.17

2.18
2.19

2.20
2.21
2.22
2.23

Модульное конструирование на
плоскости. Модель «Собака».
Создание из геометрических
фигур новой фигуры по образцу
и по силуэту
Лего-конструирование.
Модели «Мосты» Создание
несложных схем и работа по
ним.
Преобразование постройки по
условию.
Модульное конструирование на
плоскости. Модель «Ракета».
Создание из геометрических
фигур новой фигуры по
силуэту.
Лего-конструирование. Модели
«Суда» Конструирование
по
образцу.
Модульное конструирование на
плоскости. Модель «Жираф».
Создание из
геометрических фигур новой
фигуры по образцу и по
силуэту
Лего-конструирование.Модель
«Морские
чудища»
Конструирование по условию.
Модульное конструирование на
плоскости. Модель «Лебедь».
Создание из геометрических
фигур новой фигуры по
образцу и по силуэту.
Лего-конструирование
по
замыслу. Модель
«Инопланетяне».
Конструирование из
строительного материала по
чертежу. Модель «Метро».
Конструирование
по
условию.
Моделирование
острова.
Модель «Спортивный
комплекс»
Конструирование
по
условию.

1

0,1

0,9

диагностическо
е обследование

1

0,1

0,9

наблюдение

1

0,1

0,9

анкетирование

1

0,1

0,9

наблюдение

1

0,5

0,5

наблюдение

1

0,1

0,9

диагностическ
ое
обследование

1

0,1

0,9

1

0,1

0,9

наблюдение

1

0,1

0,9

анкетирование

1

0,1

0,9

рефлексия

1

0,1

0,9

диагностическ
ое
обследование

8

2.24
2.25

2.26

2.27
2.28

2.29
2.30

2.31

2.32

2.33

2.34

Конструирование по рисунку.
Модель
«Пляж».
Модульное конструирование на
плоскости. Модель «Пистолет».
Создание из геометрических
фигур новой фигуры по образцу
и по силуэту
Модульное конструирование на
плоскости.
Создание
из
геометрических фигур новой
фигуры по образцу и по памяти
«По замыслу».
Лего-конструирование. Модель
«Город мечты»
Конструирование по условию.
Конструирование
из
строительного материала.
Модель
«Космические
станции». Конструирование
по образцу.
Лего-конструирование. Модель
«Спортивный
комплекс».
Конструирование по условию.
Конструирование
из
строительного
материала.
Модели «Паровоз и паровозик».
Конструирование по образцу.
Модульное конструирование на
плоскости.
Создание из геометрических
фигур
новой фигуры
по
условию. «Загадки».
Конструирование
из
строительного
материала.
Модель
«Компьютерный
центр».
Создание чертежей и работа по
ним.
Лего-конструирование. Модель
«Компьютеры
будущего». Конструирование по
условию.
Конструирование
из
различных материалов по
замыслу. Повторение.

1

0,5

0,5

рефлексия

1

0,1

0,9

рефлексия

1

0,1

0,9

рефлексия

1

0,5

0,5

рефлексия

1

0,1

0,9

рефлексия

1

0,1

0,9

1

0,5

0,5

диагностическ
ое
обследование
рефлексия

1

0,1

0,9

рефлексия

1

0,5

0,5

диагностическ
ое
обследование

1

0,1

0,9

рефлексия

1

0,5

0,5

рефлексия

9

Подведение итогов

1

0,5

0,5

36

8,7

27,3

3
Итого

рефлексия
диагностическ
ое
обследование

3. Содержание Программы.

Методы и приемы конструктивно-игровой деятельности обусловлены
видами конструирования.
Необходимо отметить, что Лего- конструирование, имея свои специфические
особенности, подчиняется общей методике организации конструктивной
деятельности детей. В соответствии с этим можно выделить следующие виды
конструктивно-игровой деятельности.
Лего- конструирование по образцу, которое заключается в том, что детям
предлагают образцы объектов, выполненных из деталей лего-конструктора
материала и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной
форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний,
способов действий основанная на подражании.
Такое конструирование вряд ли стоит напрямую связывать с развитием
творчества, однако можно в нем видеть основу, базу, на которой творчество
впоследствии может развиваться.
Легоконструирование по замыслу обладает большими
возможностями
для развертывания творчества детей, для
проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он
будет конструировать. Что бы эта деятельность протекала как поисковый и
творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о
конструируемом объекте, владеть обобщенными способами конструирования
и уметь искать новые способы.
Лего- конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику
конструкции или назначения объекта, и они сами создают замыслы
конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.
Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по
замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются
определенной темой.
Лего- конструирование по условиям предполагает создание объекта из
деталей лего конструктора в соответствии с требованиями, которым он должен
отвечать. Требования же эти отражают функциональное назначение реального
сооружения. В таком конструировании ни содержание, ни способы
10

деятельности по созданию постройки перед детьми не раскрываются. Исходя из
назначения и характера объекта, дети самостоятельно определяют
конструктивный замысел. По условиям, данным взрослыми, они должны
вначале представить предмет, а затем найти способы его воссоздания.
Конструктивный замысел создается ребенком различными способами.
Иногда, например, требования определяют величину и форму объектов или их
элементов, которые дети уже сооружали. В таких случаях для создания
замысла следует возобновить конструкцию данного предмета и затем
преобразовывать в представлении соответствующий элемент или величину
объекта, конструкции.
Лего- конструирование по модели заключается в следующем. Детям в
качестве образца предъявляют модель, в качестве которой может быть
фотография, рисунок готового объекта. Эту модель дети должны
воспроизвести из имеющихся у них элементов конструктора. Т.е. ребенку
предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения, что является
достаточно эффективным средством активизации их мышления. В процессе
решения этих задач у детей формируется умение мысленно
разбирать модель на составляющие ее элементы, для того что бы
воспроизвести ее в своей конструкции, умело подобрав и использовав, те
или другие детали. В процессе такого конструирования у детей формируется
умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою
практическую деятельность достаточно сложной структуры.
ЛЕГО-конструирование по

простейшим

чертежам

и

наглядным

схемам предусматривают предоставление детям простых схем-чертежей,
отражающих структуруобразца постройки. В результате такого обучения
у детей
развивается образное мышление и познавательные
способности, то есть они начинают строить и применятьвнешние модели
«второго порядка»- простейшие
чертежи
самостоятельного познания новых объектов.

-

в качестве средства

Каркасное Лего- конструирование предполагает первоначальное знакомство
с простым по строению каркасом как центральным звеном предстоящего
объекта, конструкции (отдельные части, характер их взаимодействий);
последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к
трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий
принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя
из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на
каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные
детали.

11

4. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы.
5. Виды контроля:

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного
года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся.
Форма проведения – собеседование.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного
занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой
теме и на формирование практических умений.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении
ребенком сделанных за год работ. Проводится собеседование, позволяющее
определить уровень освоения знаний и умений.
Формы и содержание итоговой аттестации: опрос, беседа, наблюдение,
создание образовательных ситуаций.
А также текущий контроль включает следующие формы: творческие работы,
самостоятельные работы, выставки, конкурс творческих работ, проектов,
зачетные занятия.
5.1. Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной
деятельности и в выставках творческих работ. Поэтому к данному виду
деятельности предполагаются следующие требования: творческая работа
(индивидуальная) оценивается положительно при условии, если:
- определена и четко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом,
подобранным ипроанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются
собственныепредложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее
выполнения.Форма защиты творческой работы (проекта) –очная
презентация.
Уровень освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы
«Лего- конструирование», осуществляется посредством диагностики, которая
проводится в начале и конце учебного года. Данная диагностика включает в
себя:
Вопросы контроля:
Называет все детали конструкторов «Дупло»
12

1. Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые
детали.
2. Создает сложные постройки
3. Создает постройки по образцу
4. Создает постройку по схеме
5. Создает постройки по инструкции педагога
6. Создает постройки по творческому замыслу
7. Умеет работать в паре (коллективе)
8. Использует предметы заместители
9. 10.Умеет составлять рассказ о постройке
10. 11.Умеет обыгрывать постройку
12. Умеет делать выводы о результатах работы на занятиях (в том числе
и вподгрупповой работе и работе в паре)
13. Умеет договариваться, не ссориться работая в паре, коллективе.
Протокол педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми
планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
№

Фамилия,
Имя
ребенка

1

2

3

4

5

Вопрос
ы
6 7 8

Итог
9

10 11 12 13 Н.Г

К.Г.

1
2
3
4
5
5. Организационно-педагогические условия реализации Программы

1.

2.

.5.1.Календарный учебный план
Продолжительность периода по
Начало 01.10.2024г.
оказанию дополнительного
Конец 30.05.2025 г.
образования
Регламентированный процесс по
Подготовительный
оказанию дополнительного
(сентябрь)
образования в ДОУ
Основной (октябрь - май)
Продолжительность (количества
36
учебных недель)
Количества занятий в неделю:
Продолжительность учебной
1 занятие в неделю по дополнительной
недели
13 образовательной услуге «ЛЕГО конструирование»
Регламент образовательной
Подготовительная группа – 30 минут.
деятельности по
дополнительному образованию

5.2. Материально-технические условия реализации Программы

Для реализации Программы используются следующие материалы:
•
•
•
•
•
•
•
•

учебно-тематический план;
календарно-тематический план;
ресурсы информационных сетей по методике проведения
занятий иподбору схем изготовления конструкций;
схемы пошагового конструирования;
комплекты заданий;
таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов;
тематические альбомы: «Транспорт», «Зоопарк», «Город»,
«Детская площадка», «Космос», «Игрушки» и др.;
методическая
литература
для
педагогов
по
организации
конструирования.
Для реализации проекта в детском саду созданы
необходимые материальные условия:

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих
материалов и оборудования:
1. Наличие базовых и тематических наборов ЛЕГО
Наборы конструкторов:
1. Lego classic10703-2 наб.;
2. Lego Education45019-2 наб.;
3. Lego duplo11642-10-2 наб;
4. Lego classic10709-1 наб.;
5. Lego Education45018-1наб;
6. Lego duplo10849-1наб;
7. Lego duplo10852-1наб;
8. Lego duplo10581-1наб;
9. Lego Education45009-1наб;
10. Конструктор Bricks-2 наб.;
11. Lego classic10698-1наб.;
12. Lego classic10692-2наб.;
13. Lego classic10693-2наб.;
14. Lego classic10712-1наб.;
15. Lego classic10707-4 наб.;
16. Lego classic10706-4 наб.;
17. Lego classic10708-3 наб.;
18. Lego Education9090-1 наб.;
19. Lego Education45000-2 наб.;
20. Lego Education45007-1наб.;
21. Lego classic10715-1 наб.;
14

наб.;
-

22. Lego Education9580-4 наб.;
23. Программное обеспечение-2наб.;
24. Конструкторская студия механика-1наб.;
25. Конструктор из мягкого пластика 52 детали-1наб.;
26. Конструктор из мягкого пластика 56 детали-1наб.;
27. Набор конструкторский развивающий из пластика “My Robot Time”-1
28. Конструктор «Фиксики» Bauer-1наб.;
29. Конструктор «Ежик»-2 наб.;
30. Конструктор развивающий Bloko-1наб.;
31. Конструктор Tiko 115 деталий-1наб.;
32. Конструктор Tiko 127 деталий-2наб.;
33. Конструктор Tiko 312 деталий-1наб.;
34. Схемы построек Lego Education-2 наб.;
35. Игрушка конструктор 10714-2 наб.;
36. Игрушка конструктор 9071-1 наб.;
37. Конструктор «АрхиБлок» 11153-1наб
38. Конструктор. Радужная мозаика-180 элементов.

2. Наличие образцов работ (фото, видео, наглядные пособия, реальные
образцы).
3. Наличие демонстрационного наглядного материала для творческого
конструирования.
Разнообразие форм и размеров деталей позволяет использовать конструктор в
работе с детьми от 6до 7 лет.
Для более эффективной организации рабочего места детей применяются
индивидуальные доски (строительные платы LEGO) для моделирования с
ограниченным периметром и сортировочные контейнеры для деталей.
Необходимое оборудование: детские столы (3 шт.), детские стульчики (12 шт.),
демонстрационная магнитная доска (1 шт.)

15

5.3. Кадровое обеспечение Программы

Образование: программу реализует педагог дополнительного образования,
имеющий педагогическое образование. Другие педагогические работники к
реализации Программы не привлекаются.
5.4. Список литературы

1.
Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
2.
Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно- игровой деятельности у
детей с помощью LEGO. –Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,
2003.
3.
Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и
объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.:
«ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4.
Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5.
Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:
Издательский дом «Карапуз», 1999.
6.
Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для
педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
7.
Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании вусловиях
введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр
образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр
«Маска»,2013.
Список сайтов
1.
2.

http://www.int-edu.ru/
http://www.lego.com/ru-ru/

16


Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».