ДООП Играем вместе

Содержание
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................ 3
1.1. Пояснительная записка .................................................................................................................... 3
1.1.1. Цель и задачи …………………………………………………………………………...………...4
1.2. Основные принципы…………………………………………………………..…………………....4
1.3. Планируемые результаты освоения программы ............................................................................4
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................................... 8
2.1. Описание образовательной деятельности…………………………..……………………………8
2.2. Формы, методы и средства………………………………………………………………………..8
2.3. Возрастные особенности ………………………………………………………………………….8
2.4. Модули программы ……………………………………………………………………...………..8
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................... 10
3.1. Психолого-педагогические условия………………………………………………………..……10
3.2. Календарный учебный график…………………………………………………………………...10
3.3. Учебный план …………………………………………………………………………….……….10
3.4. Комплексно - тематический план .............................................................................................. ...11
3.5 Материально-технические условия реализации программы........................................................16
3.6 Методическая литература ……………………………………………………………….………..17

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Наименование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
общеобразовательной программы (далее – программа) – «Играем вместе». Направленность
программы — социально-гуманитарная.
Форма обучения – очная. Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 8
лет в рамках дошкольного образовательного учреждения. Игровые ситуации проводятся в
течение учебного года 1 раз в день вечером с 18.00 до 19.00. С сентября по май, включительно.
Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и
возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Данная программа может быть использована как для детей с речевыми нарушениями так и
для детей с ОВЗ.
Формы организации образовательной деятельности – групповая. Максимальное
количество обучающихся в одной группе – 20 детей, минимальное – 8 детей.
Программа разработана на основании законодательных и нормативно - правовых
документов:
1. Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
5. Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования»,
одобренная Президентом РФ 27 мая 2015 года.
6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении информации» (вместе
с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы))».
7. Приказ Министерства просвещения РФ № 467 от 3 сентября 2019 года «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Игра необходима в системе дошкольного воспитания, ведь она является основой любой
деятельности ребёнка этого периода жизни. Главная функция игры развивающая: она повышает
интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию
ребёнка. Игра наиболее доступный и интересный способ переработки и выражения впечатлений,
знаний и эмоций. В основу развивающих игр положены два принципа обучения – это «от
простого к сложному» и «самостоятельно по способностям».
Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием
творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для ума с самого
раннего возраста, во-вторых, их задания ступеньки всегда создают условия для опережения
развития способностей, в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего потолка,
ребёнок развивается наиболее успешно, в-четвёртых, развивающие игры могут быть очень
разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и
создают атмосферу свободного и радостного творчества, в- пятых, играя в эти игры с детьми
взрослые незаметно для себя приобретают очень важное умение сдерживаться, не мешать
ребёнку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен
сделать сам. Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих
сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества:
внимание, память, особенно зрительную, воображение, речь, способность предвидеть результаты
3

своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется
сообразительностью, изобретательностью, «творческим складом мышления».
Новизна программы заключается в упорядочивании и систематизации игр для детей
дошкольного возраста. Она включает развивающие, музыкальные и подвижные игры, которые
носят занимательный характер, способствуют развитию общефизических качеств и настраивают
ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью планомерного развития
игровой деятельности детей, которая совершенствует коммуникативные навыки, необходимые
каждому ребёнку для нормального общения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании игровых
способностей детей, как гарантии его всестороннего развития. Единство и взаимосвязь
успешности игрового взаимодействия и социального становления ребенка, развитие ребенка в
детской организации посредством игры представляется как процесс вхождения в новую
социальную среду, освоение новой социальной роли в обществе. Обучение специальным
умениям и навыкам игры включает в себя системно–деятельностный подход, который позволяет
выделить основные результаты обучения и воспитания и создать условия для формирования
социального становления ребёнка.
1.1.1. Цель и задачи.
Цель:
Развитие познавательных способностей и игровых умений.
Задачи:
1. Учить детей играть, выполняя правила игры.
2. Развивать речь, память, внимание, воображение.
3. .Воспитывать любознательность.
4. Формировать социальное становление детей.
1.2. Основные принципы построения программы
Принцип научной обоснованности и практической применимости, где содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогике.
Принцип соответствия содержания программы критериям полноты, необходимости и
достаточности позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и
достаточном материале.
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, при реализации которых формируются
знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей в данный
возрастной период.
Принцип
занимательности.
Учитывая
несформированность
познавательной
деятельности ребёнка, этот принцип необходим для вовлечения его в целенаправленную
деятельность, формирования желания выполнять предъявленные требования и стремления к
достижению конечного результата.
Принцип сотрудничества. Позволяет создать в ходе занятий атмосферу
доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.
Принцип культуросообразности. Предполагает опору в воспитании и развитии детей на
общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь и др.)
1.3. Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).
Планируемые результаты:
Научить детей общению со сверстниками, научить контролировать своё поведение,
подчиняясь правилам игры. Развить у детей творческое воображение, сообразительность,
волевые качества, игровую фантазию.
1 год обучения
4

К концу года обучения у детей сформированы:
Обучающие:
- основные правила игр;
- названия 2-3 любимых игр;
- 2-3 считалки;
- время суток (утро, день, ночь);
- времена года;
- основные цвета;
- понятия овощи и фрукты;
- геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).
Уметь:
- владеть элементарными приёмами проведения игр;
- различать время суток;
- различать времена года;
- называть основные цвета;
- отличать овощи и фрукты;
- отличать домашних животных от диких;
- различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
- различать ритмичную и спокойную музыку.
К концу года обучения могут знать:
- правила проведения подвижных и музыкальных игр;
- соотношение между различными величинами однородных предметов.
- 4-8 названий подвижных игр;
- 4-5 считалок;
- название профессий;
-понятия «больше», «меньше», или «равно»;
- основные цвета спектра;
- понятия «узкий», «широкий», «далёкий», «близкий», «длинный», короткий»;
- знать и различать понятия громко и тихо;
- -дни недели.
Уметь:
- владеть основными приёмами проведения подвижных игр;
- группировать предметы по общему признаку;
- различать высоту и силу звука;
- сопоставлять силу звука с расстоянием;
- переключать слуховое внимание с одного звука на другой;
- улавливать смену настроения в музыке.
Сформированы:
- элементарные навыки соблюдения правил игр.
Развивающие:
- совместное игровое творчество детей и взрослых;
Воспитательные:
- интерес к играм;
- любознательность.
2 год обучения
К концу года обучения у детей сформированы:
Обучающие:
- основные правила игр;
- названия 2-3 любимых игр;
- 2-3 считалки;
- время суток (утро, день, ночь);
- времена года;
- основные цвета;
- понятия овощи и фрукты;
5

- геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал).
Уметь:
- владеть элементарными приёмами проведения игр;
- различать время суток;
- различать времена года;
- называть основные цвета;
- отличать овощи и фрукты;
- отличать домашних животных от диких;
- различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
- различать ритмичную и спокойную музыку.
К концу года обучения могут знать:
- правила проведения подвижных и музыкальных игр;
- соотношение между различными величинами однородных предметов.
- 4-8 названий подвижных игр;
- 4-5 считалок;
- название профессий;
- -понятия «больше», «меньше», или «равно»;
- основные цвета спектра;
- понятия «узкий», «широкий», «далёкий», «близкий», «длинный», короткий»;
- знать и различать понятия громко и тихо;
- -дни недели.
Уметь:
- владеть основными приёмами проведения подвижных игр;
- группировать предметы по общему признаку;
- различать высоту и силу звука;
- сопоставлять силу звука с расстоянием;
- переключать слуховое внимание с одного звука на другой;
- улавливать смену настроения в музыке.
Сформированы:
- элементарные навыки проведения игр.
Развивающие:
- способность самостоятельно учитывать выделенные педагогом указания по проведению игры;
- совместное игровое творчество детей и взрослых;
- мотивация детей к дальнейшему овладению различными играми.
Воспитательные:
- представление о важности для здоровья подвижного образа жизни;
- устойчивый интерес к играм;
- трудолюбие, любознательность, уважение к товарищам.
3 год обучения
Обучающие:
К концу года обучения у детей сформированы:
- правила проведения игры;
- 5-8 подвижных игр;
- 5-7 считалок;
- короткие стихи и частушки;
- понятия право и лево;
- «вежливые слова», «времена года», «дни недели»;
Уметь:
- формулировать свои вопросы и делать умозаключения;
- анализировать, видеть различия среди сходств;
- стараться управлять своими действиями и эмоциями во время игры;
- слышать динамические оттенки музыки.
Сформированы навыки:
- организовывать, с помощью взрослого, коллективные подвижные игры.
6

Развивающие:
- умения соблюдать правила игры;
- умения анализировать игру;
- умения объективно оценивать поступки других;
- умения быстро ориентироваться в заданных вопросах;
- воображение и навыки импровизации;
Воспитательные:
- установка на здоровый образ жизни ;
-интерес детей к дальнейшему овладению различными играми;
- выносливость, стремление к победе.
4 год обучения
Обучающие:
К концу года обучения у детей сформированы:
- правила проведения игры;
- 10-15 подвижных игр;
- 7-8 считалок;
- короткие стихи и частушки;
- понятия право и лево;
- «вежливые слова», «времена года», «дни недели»;
- игровые и спортивные принадлежности;
- реквизит для игр.
Уметь:
- варьировать и моделировать игры по - своему;
формулировать свои вопросы;
- анализировать, видеть различия среди сходств;
- просчитывая возможные варианты ходов;
- управлять своими действиями и эмоциями во время игры;
- слышать и различать динамические оттенки музыки.
Сформированы навыки:
- самостоятельно организовывать коллективные подвижные игры.
Развивающие:
- умения соблюдать правила игры;
- умения анализировать игру;
- умения объективно оценивать поступки других;
- умения быстро ориентироваться в заданных вопросах;
- воображение и навыки импровизации;
- самостоятельная мотивация к играм.
Воспитательные:
- установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении и поступках;
- интерес детей к дальнейшему овладению различными играми;
- смелость, решительность, выносливость, честность, стремление к победе.

7

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности.
Форма обучения – очная.
Формы организации образовательной деятельности – групповая. Максимальное
количество обучающихся в одной группе – 20 детей, минимальное – 8 детей.
Данная программа предусмотрена для работы с детьми от 3 до 8 лет в рамках
дошкольного образовательного учреждения. Игровые ситуации проводятся в течение учебного
года 1 раз в день вечером с 18.00 до 19.00. С сентября по май, включительно. Образовательный
процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных
особенностей, социального заказа родителей.
В программе представлены развивающие, музыкальные, подвижные игры,
способствующие творческому, эстетическому, умственному и физическому развитию
воспитанников. Они развивают логическое мышление, слуховое внимание, цветовое восприятие,
память, двигательные и творческие способности воспитанников, способствуют воспитанию
социально – адаптированной личности.
Интеграция теории и практики, обусловленная спецификой предмета, позволяет детям, в
процессе реализации настоящей программы, одновременно получать комплексные знания,
развивать синтетические способности и совершенствовать навыки социального взаимодействия
через игровую деятельность.
Такой подход к обучению интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую
мотивацию к познанию, активизирует их творческую инициативу, способствует успешной
социализации.
2.2. Формы, методы и средства.
Формы занятий: беседа, игровые занятия.
Формы обучения:
игры, загадки, считалки, скороговорки, практические упражнения для отработки необходимых
навыков.
Методы обучения:
Групповой.
Практический.
Наглядный.
2.3. Возрастные особенности.
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста от
3 до 8 лет. Для них в это время основными видами деятельности является игра. Дети
дошкольного возраста очень эмоциональны, легко отвлекаются от не интересной для них работы.
Они обладают достаточно хорошей памятью и это, в первую очередь, касается механической
памяти. Поэтому задания даются таким образом, чтобы они были понятны для восприятия,
занимательны и имели окончательный результат уже на самом занятии. Постепенно усложняя
задания стараться создать желание двигаться вперед, не боясь неудач. Важным мотивом в
развитии дошкольников являются сознательная постановка цели для достижения успеха и
волевая регуляция поведения, позволяющая ребенку добиваться этой цели. Самостоятельность
дошкольников сочетается с их зависимостью от взрослых. При обучении следует обращать
внимание на то, чтобы воспитание самостоятельности и пока еще зависимость от взрослых были
взаимно уравновешенными.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут
варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений воспитателя. Занятия
проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
2.4. Модули программы
1 модуль «Гномики» группа с 3 до 4 дет
2 модуль «Затейники» группа с 4 до 5 лет
3 модуль «Непоседы» с 5 до 6 лет
4 модуль «Умники и умницы» с 6 до 8 лет
8

№
п/
п
1.

Модули
программы

Формы занятий

Педтехнологии

Приемы
и методы
организации
Игровой,
наглядный,
репродуктивны
й

1 модуль
«Гномики»
группа с 3
до 4 дет

Игры –
ситуации,
дидактические
игры и задания,
игровые
упражнения.

Игровые
технологии,
здоровьесберегающие
технологии

2.

2 модуль
«Затейники
»
группа с 4
до 5 лет

Игровые
технологии,
здоровьесберегающие
технологии

Игровой,
наглядный,
репродуктивны
й

3.

3 модуль
«Непоседы»
с 5 до 6 лет

Игровые
технологии,
здоровьесберегающие
технологии

Игровой,
наглядный,
репродуктивный

4.

4 модуль
«Умники и
умницы» с 6
до 8 лет

Игры –
ситуации,
дидактические
игры и задания,
игровые
упражнения.
Практическая
игра, играсоревнование.
Игры –
ситуации,
дидактические
игры и задания,
игровые
упражнения.
Практическая
игра, играсоревнование.
Игры –
ситуации,
дидактические
игры и задания,
игровые
упражнения.
Практическая
игра, играсоревнование.

Игровые
технологии,
здоровьесберегающие
технологии

Игровой,
наглядный,
репродуктивный

Дидактический
материал
Игры – ходилки,
дидактические
игры,
настольные игры,
сенсорные
игры,
коммуникативные
игры
Игры – ходилки,
дидактические
игры,
настольные игры,
развивающие игры,
коммуникативные
игры
Игры – ходилки,
дидактические игры,
настольные игры,
развивающие игры,
коммуникативные
игры шашки,
шахматы.

9

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1. Психолого-педагогические условия.
- уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательной деятельности форм и методов работы с дошкольниками,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагога с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
- поддержка положительного, доброжелательного отношения дошкольников друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников;
- возможность выбора детьми видов активности;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия.
3.2. Календарный учебный график.
Программа рассчитана на 37 учебных недель.
Содержание

1 модуль
«Гномики» группа
с 3 до 4 дет

2 модуль
«Затейники» группа
с 4 до 5 лет

3 модуль
«Непоседы» с 5 до 6
лет

4 модуль «Умники и
умницы» с 6 до 8 лет

Начало учебного
года
Окончание
учебного года
Продолжительно
сть учебного
года

02.09

02.09

02.09

02.09

30.05

30.05

30.05

30.05

37 недель

37 недель

37 недель

37 недель

3.3. Учебный план
Группы

Первый год
обучения
младшая
группа (3-4
года)
Второй год
обучения
средняя
группа
(4 - 5 лет)

1 модуль «Гномики»
группа с 3 до 4 дет

2 модуль «Затейники»
группа с 4 до 5 лет

3 модуль
«Непоседы» с 5
до 6 лет

4 модуль «Умники
и умницы» с 6 до 8
лет

60
мин
Неде Месяц Год
ля

60
мин
Недел Месяц Год
я

60
мин
Недел Месяц Год
я

60
мин
Недел Месяц Год
я

5

20

М
е
с
я
ц

184

5

20

184

10

Третий
год
обучения
старшая
группа
(5 - 6 лет)
Четвертый
год
обучения
подготовит
ельная
группа
(6 - 7 лет)

5

20

184

5

20

184

8

Учебный план дополнительных образовательных услуг составлен на основании
следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. «Об Образовании в
Российской Федерации»(редакция от 08.08.2024г.);
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические
требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3.4. Комплексно – тематический план.
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут
варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений воспитателя. Игровые
ситуации проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
1 модуль «Гномики» группа с 3 до 4 дет. 1 год обучения
Вводное занятие (1 ч.)
Теория: Знакомство с предметом, с правилами поведения на занятиях.
Практика: проведение игр: «Знакомство», «Клубочек».
1. Развивающие игры (30 ч.)
1.1. Обучающие игры (8ч.)
Теория: Ознакомление с понятиями «время суток». Знакомить с правилами дорожного
движения. Беседы о животных. Загадки про животных, прослушивание считалок. Отгадывание
загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика:Проведение игр:«Зайки»,«День – ночь», «Кто как ходит?», «Где живут животные?»,
«Закончи фразу», «Летает – не летает», «Светофорчик».
1.2. Логические игры (6 ч.)
Теория: Ознакомление детей с понятиями «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие
животные».Отгадывание загадок. Знакомить с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Угадай предмет», «Правильно-неправильно», «Что сначала, что
потом?», «Чей хвостик?», «Найди вторую половину», «Кто, что делает?».
1.3. Игры, развивающие слуховое восприятие (3 ч.)
Теория: Познакомить детей с понятиями «тихо» и «громко», «ритм», «шепот», заучивание
стихотворений, знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Похлопаем – потопаем», «Отгадай звуки», «Прислушайся к миру»,
«Солнце или дождик», «Кто внимательный?».
1.4. Игры, развивающие цветовое восприятие (3 ч.)
Теория: Познакомить с основными цветами. Отгадывание загадок. Знакомить с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Третий лишний», «Вспомни, как было», «Цветик-семицветик»,
«Детки в клетке», «Ловим мышек», «Догадайся», «Какой цвет любимый», «Не пропусти»,
«Овощи и фрукты», «Раз, два, три – свой дом ищи!»
1.5. Игры на восприятие формы и качеств величины (3 ч.)
Теория: Знакомить с понятиями «геметрические фигуры», «одинаковые формы», «длинный»,
«короткий», «большой», маленький».Знакомство с правилами игры.
11

Практика: Проведение игр: «Каким оно бывает», Волшебный мешочек», «Построй башню»,
«Волшебные коробочки», «Мама и дочка».
1.6. Игры, развивающие память и внимание (3 ч.)
Теория: Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Весёлая путаница», «Найди отличия», «Летает - не летает»,
«Съедобное или несъедобное».
1.7. Игры, развивающие речь, мышление (3 ч.)
Теория: Прослушивание потешек, стихов. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Пальчики», «Снежинки», «Рифмовалки».
2. Музыкальные игры (9 ч.)
2.1. Игры, способствующие развитию образного мышления (3 ч.)
Теория: Раскрыть понятие «превращение», «фантазия», прослушивание считалок. Отгадывание
загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика: Разучивание считалок. Проведение игр: «Играем в превращения», «Лесная
тропинка», «Зайчик».
2.2. Игры, направленные на развитие музыкальной памяти (3 ч.)
Теория: Прослушивание детских песен об игрушках и из мультипликационных фильмов.
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Отыщи игрушку», «Музыкальная гостиная», «Внимательные
ребята».
2.3.Игры, направленные на развитие творческих способностей (3 ч.)
Теория: Прослушивание весёлой и ритмичной музыки. Отгадывание загадок. Знакомство с
правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Музыкальная мозаика», «Танец – импровизация».
3. Подвижные игры (34 ч.)
3.1. Подвижные игры в помещении (24 ч.)
Теория: Проведение бесед: « Где живут дикие животные?», «Где живут насекомые?», «У
медведя во бору», «Явления природы». Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика: Разучивание считалок и коротких стихов. Проведение игр: «У медведя во бору»,
«Щука», «Пчёлки и ласточка», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Курочка-хохлатка», «Через
ручеек», Заяц», Пёс Барбос».
3.2. Подвижные игры на свежем воздухе (10 ч.)
Теория: Беседы о времени года, погоде. Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика: Разучивание считалок и коротких стихов. Проведение игр: «Не урони мяч», «Мой
весёлый звонкий мяч», «Бездомный заяц», «Вороны», «Карусель».
4.Предметно-практическая деятельность (4 ч.)
Участие в праздничных и игровых представлениях: «Волшебница осень», «Здравствуй, елочка,
мой друг!», «Вот какие наши мамы!», «Никто не забыт и ничто не забыто».
2 модуль «Затейники» группа с 4 до 5 лет. Второй год обучения
Вводное занятие (1 ч.)
Теория: Знакомство с предметом, с правилами поведения на занятиях.
Практика: Проведение игр: «Знакомство», «Клубочек».
1. Развивающие игры (25 ч.)
1.1. Обучающие игры (4 ч.)
Теория: Знакомить детей с разными профессиями, с понятиями «больше», «меньше», или
«равно». Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр:«Назови профессию», «Вот так помощники!», «Больше, меньше или
равно».
1.2. Логические игры (3 ч.)
Теория: Знакомить с понятиями «сходные», и «различные», «тень». Беседа об осени».
Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика: Разучивание считалок. Проведение игр: «Кто на кого похож?», «Подумай и ответь»,
«Листочки», «Найди тень».
1.3. Игры, развивающие слуховое восприятие (4 ч.)
12

Теория: Познакомить детей с понятиями «звук» и «стеклянный», «деревянный», «шепот».
Знакомство с правилами игры.
Практика: Разучивание считалки. Проведение игр: «Где звенит колокольчик?», «Жмурки с
колокольчиками», «Тише- тише».
1.4. Игры, развивающие цветовое восприятие (4 ч.)
Теория: Повторить основные цвета и учить различать их оттенки. Разучивание считалки.
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Детки в клетке», «Догадайся», «На дороге», «Радуга-дуга»,
«Назови предмет», «Нарисуй одним цветом», «Не пропусти».
1.5. Игры на восприятие формы и качеств величины (4 ч.)
Теория: Знакомить с понятиями «узкий», «широкий», «далёкий», «близкий», «длинный»,
короткий». Отгадывание загадок. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Каким оно бывает», «Бабочки и гусеницы», «Назови предметы»,
«Найди предмет такой же формы».
1.6. Игры, развивающие память и внимание (3 ч.)
Теория: Беседы по темам: «Что едим, а что нет», «Кто, где живёт?» Отгадывание загадок.
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Веселый поезд», «Съедобное или несъедобное», «Покричим
погромче», «У кого мячик?», «Земля, вода, воздух и огонь».
1.7. Игры, развивающие речь, мышление (3 ч.)
Теория: Разучивание стиха про зиму. Беседы по теме: «Предметы мебели», «Дни недели»,
«Домашние животные» и др. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Снежинки», «Скажи слово», «Скажи наоборот».
2. Музыкальные игры (9 ч.)
2.1. Игры, способствующие развитию образного мышления (3 ч.)
Теория: Прослушивание музыки (спокойной, энегричной). Разучивание считалки. Знакомство с
музыкальными инструментами (маракасы, бубен, треугольник, металлофон). Сказки. Знакомство
с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Хитрый мышонок», «Мы играем в паровоз», «Музыканты».
2.2. Игры, направленные на развитие музыкальной памяти (3 ч.)
Теория: Беседа по картинкам «Сказочные персонажи». Прослушивание детских песен из
известных мультфильмов. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Угадай – ка, кто поёт», «Кто что услышал».
2.3.Игры, направленные на развитие творческих способностей (3 ч.)
Теория: Беседа о клоуне. Прослушивание музыки Д.И. Кабалевского «Клоуны». Знакомство с
правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Концерт для клоуна», «Раз словечко, два словечко-будет песенка».
3. Подвижные игры (34 ч.)
3.1. Подвижные игры в помещении (24 ч.)
Теория: Беседы об явлениях природы (дожде), о домашних и диких животных. Рассказ или стих
про болото. Сказка «Семеро козлят». Знакомство с правилами игры.
Практика: Разучивание считалки. Проведение игр: «Дождик», «Болотце», «Капуста», «Кошка и
мышка», «Холодно – горячо», «Перекати поле», «Жмурки», «Совушка – сова», «Семеро козлят»,
«Водяной», «Колечко», Уточка, уточка, гусь».
3.2. Подвижные игры на свежем воздухе (10 ч.)
Теория: Беседа о цветках, животных, рыбах. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Волк и гуси», «Рыбак и рыбки», «Кто быстрее?», «Собачки»,
«Садовник».
4. Предметно-практическая деятельность (4 ч.)
Участие в праздничных и игровых представлениях: «Осенние подарки», «Нам праздник весёлый
зима принесла!», «8 марта – день торжественный!», «Никто не забыт и ничто не забыто».
3 модуль «Непоседы» с 5 до 6 лет. Третий год обучения
Вводное занятие (1 ч.)
Теория: Знакомство с предметом, с правилами поведения на занятиях.
13

Практика: Проведение игр: «Знакомство», «Клубочек».
1. Развивающие игры (24 ч.)
1.1. Обучающие игры(3ч.)
Теория: Повторение понятий «вежливые слова», «времена года», «дни недели».Знакомство с
правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Снежки – загадки», «Школа вежливости», «Календарь», «Весёлая
неделька».
1.2. Логические игры(3ч.)
Теория:«Право» и «лево», «больше» и «меньше», «профессии», «вежливые слова». Знакомство с
правилами игры.
Практика: Проведение игр:«Угадай предмет», «Подумай и ответь».
1.3. Игры, развивающие слуховое восприятие(4ч.)
Теория: Прослушивание коротких стихов. Раскрыть понятие «изменить голос». Знакомство с
правилами игры.
Практика: Разучивание стиха к игре. Повторить знакомые считалки, учить новые. Проведение
игр: «Где звенит колокольчик?», «Узнай, кто я такой», «Телефончик», «Молчанка», «Нарисуй
животное», «Алёнушка и Иванушка».
1.4. Игры, развивающие цветовое восприятие(4ч.)
Теория: Закрепление знание о цветах. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Прислушайся к себе», «Где встречается этот цвет», «На дороге»,
«Волшебные шарики», «Радуга-дуга», «Нарисуй одним цветом», «Цветные дорожки».
1.5. Игры на восприятие формы и качеств величины(4ч.)
Теория: Закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, прямоугольник, овал).
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Высоко – низко», «Волшебные коробочки», «Найди предмет такой
же формы», «Что из чего состоит?»
1.6. Игры, развивающие память и внимание(3ч.)
Теория: Закрепить понятия «съедобный» и «несъедобный», «право» и «лево», «вежливые» и
«невежливые» слова. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Индейские квадраты», «Тише едешь – дальше будешь»,
«Съедобное или несъедобное», «Повороты вслепую», «Сделайте, пожалуйста».
1.7. Игры, развивающие речь, мышление(3ч.)
Теория: Различать тематические группы слов: «предмет мебели», «день недели», «овощи» и др.
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Скажи слово», «Паровозик», «Рифмы», «Сочинялки», «Рассказ по
картинкам».
2. Музыкальные игры (9 ч.)
2.1. Игры, способствующие развитию образного мышления(3ч.)
Теория: Прослушивание спокойной и ритмичной музыки. Понятие музыкальный ритм.
Разучивание считалки. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Ловкие зайчата», «Кто из вас король?», «Весёлые наездники».
2.2. Игры, направленные на развитие музыкальной памяти(3ч.)
Теория: Понятия «тихо», «громче», «ещё громче». Беседы о сказочных персонажах. Знакомство
с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Отыщи игрушку», «Музыкальная цепочка», «Угадай, кто поёт?»
2.3.Игры, направленные на развитие творческих способностей(3ч.)
Теория: Знакомить с классической музыкой, пляской «Казачок», танцем « Канкан», Знакомство
с правилами игры.
Практика: Разучивание частушек. Разучивание стиха. Проведение игр: «Удивительный
концерт», «Что умеем, мы покажем», «Фантазёры».
3. Подвижные игры(34 ч.)
3.1. Подвижные игры в помещении(24 ч.)
Теория: Понятия «аккуратность», «осторожность», «ловкость», «быстрота реакции». Знакомство
с правилами игры.
14

Практика: Проведение игр: «Венок», «Попрыгунья –стрекоза», «Летел лебедь», «Эрудит»,
«Грибники», «Путешествие в Москву», «Водонос», «Одна картошка», «Скучно, скучно так
сидеть».
3.2. Подвижные игры на свежем воздухе(10 ч.)
Теория: Закрепить знания о понятиях «ловкость», «меткость», знаний цифр и счёта по порядку.
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Волк и гуси», «Зайцы и волк», «Не попадись в мышеловку»,
«Вышибалы», «Прятки», «Ноги вверх», «Перетягивание каната».
4. Предметно-практическая деятельность (4 ч.)
Участие в праздничных и игровых представлениях: «Осень золотая», «Нам праздник весёлый
зима принесла!», «8 марта – день торжественный!», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Нас в
школу приглашают задорные звонки».
4 модуль «Умники и умницы» с 6 до 8 лет. Четвертый год обучения.
Вводное занятие (1 ч.)
Теория: Знакомство с предметом, с правилами поведения на занятиях.
Практика: Проведение игр: «Знакомство», «Клубочек».
1. Развивающие игры (24 ч.)
1.1. Обучающие игры(3ч.)
Теория: Повторение понятий «вежливые слова», «времена года», «дни недели». Знакомство с
правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Снежки – загадки», «Школа вежливости», «Календарь», «Весёлая
неделька».
1.2. Логические игры(3ч.)
Теория: «Право» и «лево», «больше» и «меньше», «профессии», «вежливые слова». Знакомство
с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Угадай предмет», «Подумай и ответь».
1.3. Игры, развивающие слуховое восприятие(4ч.)
Теория: Прослушивание коротких стихов. Раскрыть понятие «изменить голос». Знакомство с
правилами игры.
Практика: Разучивание стиха к игре. Повторить знакомые считалки, учить новые. Проведение
игр: «Где звенит колокольчик?», «Узнай, кто я такой», «Телефончик», «Молчанка», «Нарисуй
животное», «Алёнушка и Иванушка».
1.4. Игры, развивающие цветовое восприятие(4ч.)
Теория: Закрепление знание о цветах. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Прислушайся к себе», «Где встречается этот цвет», «На дороге»,
«Волшебные шарики», «Радуга-дуга», «Нарисуй одним цветом», «Цветные дорожки».
1.5. Игры на восприятие формы и качеств величины(4ч.)
Теория: Закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, прямоугольник, овал).
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Высоко – низко», «Волшебные коробочки», «Найди предмет такой
же формы», «Что из чего состоит?»
1.6. Игры, развивающие память и внимание(3ч.)
Теория: Закрепить понятия «съедобный» и «несъедобный», «право» и «лево», «вежливые» и
«невежливые» слова. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Индейские квадраты», «Тише едешь – дальше будешь»,
«Съедобное или несъедобное», «Повороты вслепую», «Сделайте, пожалуйста».
1.7. Игры, развивающие речь, мышление(3ч.)
Теория: Различать тематические группы слов: «предмет мебели», «день недели», «овощи» и др.
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Скажи слово», «Паровозик», «Рифмы», «Сочинялки», «Рассказ по
картинкам».
2. Музыкальные игры (9 ч.)
2.1. Игры, способствующие развитию образного мышления(3ч.)
15

Теория: Прослушивание спокойной и ритмичной музыки. Понятие музыкальный ритм.
Разучивание считалки. Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Ловкие зайчата», «Кто из вас король?», «Весёлые наездники».
2.2. Игры, направленные на развитие музыкальной памяти(3ч.)
Теория: Понятия «тихо», «громче», «ещё громче». Беседы о сказочных персонажах. Знакомство
с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Отыщи игрушку», «Музыкальная цепочка», «Угадай, кто поёт?»
2.3.Игры, направленные на развитие творческих способностей(3ч.)
Теория: Знакомить с классической музыкой, пляской «Казачок», танцем « Канкан». Знакомство
с правилами игры.
Практика: Разучивание частушек. Разучивание стиха. Проведение игр: «Удивительный
концерт», «Что умеем, мы покажем», «Фантазёры».
3. Подвижные игры(34 ч.)
3.1. Подвижные игры в помещении(24 ч.)
Теория: Понятия «аккуратность», «осторожность», «ловкость», «быстрота реакции». Знакомство
с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Венок», «Попрыгунья – стрекоза», «Летел лебедь», «Эрудит»,
«Грибники», «Путешествие в Москву», «Водонос», «Одна картошка», «Скучно, скучно так
сидеть».
3.2. Подвижные игры на свежем воздухе(10 ч.)
Теория: Закрепить знания о понятиях «ловкость», «меткость», знаний цифр и счёта по порядку.
Знакомство с правилами игры.
Практика: Проведение игр: «Волк и гуси», «Зайцы и волк», «Не попадись в мышеловку»,
«Вышибалы», «Прятки», «Ноги вверх», «Перетягивание каната».
4. Предметно-практическая деятельность (4 ч.)
Участие в праздничных и игровых представлениях: «Осень золотая», «Нам праздник весёлый
зима принесла!», «8 марта – день торжественный!», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Нас в
школу приглашают задорные звонки».
3.5. Материально-технические условия реализации программы.
Для построения эффективного образовательного процесса следует иметь специальное
помещение (группа) оборудованное по всем необходимым требованиям СанПиН(2.4.3648-20 от
28.09.2020).
Мебель, соответствующую возрасту детей. Обязательное условие - использование
современных ТСО.
Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста,
используемая на занятиях наглядность должна быть разнообразной, яркой, доступной по
содержанию.
В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим демонстрационный
материал (картинки с изображением диких и домашних животных, времён года, время суток,
растений и т.д.).
Раздаточный материал: карандаши цветные и простые, листы бумаги, различные
геометрические фигуры.
Игровой и спортивный инвентарь: бубны, маски, колокольчики, различные игрушки
(собачки, куклы, мишки и т.д.), кубики, кегли, обручи, прыгалки, мячи и др.
- дидактические и настольные игры;
- комплект методической литературы.

16

3.6. Методическая литература.
1. 50 развивающих игр / Т.И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития , 2007.
2. 500 игр и заданий для чудо воспитания/ В.Надеждина. – Минск: Харвест, 2008.
3. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в
России от традиционной педагогики к педагогике развития.Внешкольник 1997, №9.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1997.
5. Белошистая А. Задания, развивающие образное мышление // Дошкольное воспитание.- 2010.№ 4.- с.44
6. Большая книга праздников для детского сада. В.Н., Куров – Ярославль, Академия развития,
2007.
7. Занимательные игры для детей на свежем воздухе. О.Николаева. – Ростов н/ Д: Феникс, 2008.
8. Игры и развлечения в группе продлённого дня: Пособие для учителя. – 3-е изд. – М.:
Просвещение, 1985.
9. Игры, в которые не играет Емеля: для полных и малоподвижных детей / О.А. Пухова. – Ростов
н/ Д: Феникс, 2008
10. Методика проведения подвижных игр. /Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –
М.: Мозаика – Синтез, 2009.
11. Поштарёва Т. Патриотическое воспитание //Дошкольное воспитание.- 2010.-№ 7 с.28
12. Праздники, игры и танцы для дошкольников / Г.В. Немова, А.Н. Малышева. – Ярославль:
Академия развития; Владимир: ВКТ; 2008
13. Развивающие игры для малышей Галина Акимова.- Спб.: «Ленинград», 2007.
14. Энциклопедия детских игр. С.А. Хромова, Е.Н. Арсенина, О.Л. Матюшкина. – Ярославль:
Академия развития, 2007.

17


Наверх

Памятка для родителей!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».