«Влияние музыкально-цветового сочетания для эмоционального состояния ребенка»

10.02.2022

Создание музыкально – художественного образа в цвете, его формы, особенности и влияния на психическое состояние ребенка.

Сложные времена были во все времена. Сегодня  - век технологий, машин и прогресса.  Мы уже думаем, рассуждаем и действуем не так, как еще 20 лет назад. Жизнь не стала проще. Людям не хватает времени, чтобы сказать важное, нет возможности на полноценный отдых, мы разучились общаться, склонны все упростить и механизировать вокруг себя, все сложнее становится расслабляться и испытывать простую радость существования.

В мегаполисах  личность сливается  с толпой, обезличивается. Современному человеку все чаще снится сон, когда он босиком может пройти по траве.

Мы такие разные, так разнообразна, и в то же самое время обыденна наша жизнь, (а дети как и взрослые отмечают только обыденность) как шахматная доска: черно-белое поле, и от того как мы проиграем свою  «партию» зависит многое. Современный ребенок большую часть времени проводит в учебных заведениях. Привычным становится напряжение в рамках временного отрезка, все больше проводит он время за компьютером и его лучшим и единственным  другом нередко становится компьютерная игра-стрелялка.

Как разбудить в современном ребенке его творческое начало, побудить размышлять, анализировать и воплощать?

Все виды искусства связаны между собой крепкой, неразрывной связью. Использование цветомузыкального моделирования показывает и доказывает, что работа по музыкальному воспитанию может проводиться  многолико, ярко.   С его помощью можно научиться создавать какой-либо образ, опираясь на ассоциативное мышление, ощутить гармонию окружающего мира, все его краски и звуки посредством музыкальных звуков.  Понятие “ассоциация” встречается в психологии памяти, воображения, мышления и объединяет все психические познавательные процессы в единый комплекс. Это означает, что ассоциативность как связь между предметами и действиями, символами и ощущениями, которые сопровождают эти предметы, является характерной чертой психики человека. Развитие ассоциативного мышления средствами восприятия музыки в младшем школьном возрасте основано на следующих возрастных особенностях:

  • Ассоциативное мышление преобладает в младшем школьном возрасте;
  • полноценное восприятие музыки требует работы ассоциативной, двигательной, слуховой и логической памяти;
  • процесс восприятия музыки предполагает работу интуитивного, логического, практического, теоретического и образного, ассоциативного мышления;
  • взаимосвязь органов чувств в процессе восприятия стимулирует работу воображения;
  • процесс восприятия музыки стимулирует работу головного мозга, которая  кодирует  информацию  в речи, поэтому слушание музыки, ее восприятие развивает навык построения ассоциативных логических цепочек

Слово и краски  окружающего мира - та самая дверь, через которую можно войти в яркий неповторимый мир. Таким образом, отталкиваюсь от понятий: ОБРАЗ, СЛОВО, ЦВЕТ, ЗВУК. Смешиваю их как художник и создаю совершенно новое.

Творческая мастерская-форма работы на уроках музыки. Свои уроки стараюсь направить на творческую деятельность, развитие музыкально-эстетической культуры, развитию ассоциативного и творческого мышления.

Творчество во всем: вижу, слышу, чувствую, радуюсь, сопереживаю, думаю, люблю - все становится на одну плоскость называемую жизнью.

МУЗЫКУ МОЖНО НАРИСОВАТЬ!

Кратко можно охарактеризовать работы как «музыка, услышанная в цвете». Здесь учитываются и используются  многие понятия, на которых строится  программа по музыкальному воспитанию. Здесь и то, о чем говорит музыка, и ее формы, развитие, интонация, многое другое:  стихии природы, характер музыки как более глубокое понятие: вся вселенная, мироздание, чувства, эмоции и переживания ребенка, его сиюминутное настроение, характер, темперамент и часто бывает, сопутствующие  им проблемы в виде психологических зажимов, неумению или нежеланию раскрываться эмоционально.  Техники рисования  акварелью  просты, но  точны в передаче характера и настроения.

Овладеть всего несколькими приемами не составляет труда. Так, например: модуляции в музыке, переход «мажор – минор» можно отметить красками по мокрой бумаге, предварительно смочив ее кистью с водой. Прослушиванием музыки снимаем стрессы, напряжение, страхи, (кляксография –наложение бумаги на бумагу с рисунком). Техника «наплыва» - настроение, услышанное в музыке. Создание музыкально – художественного образа может быть не только сюжетным  или фрактальным рисунком, совсем не обязательно.

Бессюжетное ( на уровне цветовых пятен)  –  куда более интереснее и для ребенка, и для педагога в оценке детского восприятия.  Бессюжетное рисование приближается к направлению в искусстве «импрессионизм». Этакий детский импрессионизм. Такие занятия пробуждают интерес к творчеству. Широки возможности: различные приемы значительно упростят общение, обучение и развитие,  превратят занятие в творческий процесс.Хочу такой сайт

Чем отличаются данные уроки: уход от общепринятых методов, расположение в помещении. Каждый выбирает сам: сидя на полу, лежа на ковре, за столом – как угодно! Акцентом в обучении является слушание и восприятие, дать возможность пропустить через себя увиденное и услышанное. Это возможно тогда, когда ребенок выбирает сам: чем заняться и как.

Превратив урок в «творческую мастерскую», мы создаем синтез, позволяющий на уроках не скучать, что бы творчество доставляло удовольствие. Если есть потребность в творении – исчезает скука и повседневность.

Когда на уроках мы говорим о настроении – я обращаюсь  к работам знаменитых художников – пейзажистов, а затем дети создают свои работы. Причем очень помогает и является дополнительной деталью флористика. Высушенный природный материал и акварель помогают созданию яркого, полного услышанного образа, запечатлеть время.

Очень часто пользуюсь на уроках (в начале или в конце занятий, зависит от обстоятельств) техникой расслабления, релаксации, музыкально – двигательного моделирования,  способствующих облегчению  стрессовых состояний ребенка, накопленных им дома и в общении со сверстниками, снятие страхов, отчаяния и т.д.

О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Пифагор оценил лечебное действие звуков, предложил понятие «музыкальной медицины», пытался использовать  музыку «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», применял «против  ярости и гнева, против заблуждения души». Желание связать музыку и цвет, «увидеть музыку»  и «услышать цвет» столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести вечную молодость. Еще Аристотель, древнегреческий философ сравнивал сочетания красок с музыкальными звуками, аккордами, а Ньютон утверждал, что спектр цветов связан с гаммой звуков. Впервые музыку и цвет связал композитор  Александр Николаевич  Скрябин, который обладал тем редкостным даром, который называют «видением звука» или «цветовым слухом» или синопсией.

На самом деле  это не так трудно, и этому можно научиться, развить в себе чувство музыкального цвета. Ведь сочетание звуков определяется на цвет, можно с точностью заявить, что «холодные» и «горячие» тона соответствуют мажору и минору, каждая тональность имеет свои оттенки и каждый человек слышит цвет музыки по-своему. Наиболее важные мысли и переживания ребенка, прежде  всего, проявляются в виде образов: ярких, неповоторимых, много о ребенке  говорящих. Эмоционально – образная природа искусства позволяет активно влиять на работу правого полушария головного мозга, а через него – на всю структуру личности. Следует рассмотреть еще одну проблему сегодняшнего времени. Она состоит в том, что увеличивающаяся информационная нагрузка в школе, более углубленное изучение предметов общеобразовательного цикла, требует от учащихся все больших затрат времени как в школе так и дома.

Данные медицинских исследований говорят о том, что в последнее  время  увеличился рост психических расстройств, тревожности и неоправданной агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, что у 30 % детей уже в период обучения в начальной школе ослабевает зрение и наблюдается прогрессирование костно-мышечных заболеваний. Отсутствие или недостаток  эмоционального тепла и комфорта в семье.  Именно музыка и цветомузыкальное самовыражение ребенка наиболее перспективное средство (форма) как в развитии интеллекта, так и ассоциативного мышления ребёнка, которое будет способствовать осмыслению и запоминанию информации при уменьшении затрат времени и сил, позволят сдерживать « выплескивание» негативной агрессивной энергии на окружающих или, что еще хуже, внутрь себя.

Звуки природы:  шум прибоя, пение птиц, журчание ручья, звуки леса, «наложенные»  на музыкальное произведение, или в чистом виде.

Итак: звучание  мажора от красного до желтого, минора - от фиолетового, синего, до голубого, включая зеленые тона, бирюзу. Чтобы вслушаться, можно закрыть глаза, а цвет звучащего аккорда или мелодии сам «освежит» или « согреет».

«ХОЛОДНЫЕ»    ТОНА СООТВЕТСТВУЮТ МИНОРУ ( музыка  печальная, тихая, грустная)

« ТЕПЛЫЕ»  ТОНА  СООТВЕТСТВУЮТ  МАЖОРУ (музыка веселого характера, яркая, праздничная)

Не обязательно смотреть и сравнивать результаты друг - друга. Результат может быть совсем неожиданным: минор случится розовым, например, или малиновым, и т.д.  Каждый ребенок «видит»  музыку индивидуально, так же как слышит или думает.

Если проанализировать детские работы (музыка в цвете), можно заметить что они представляют собой  цветовую характеристику эмоционального содержания музыкального произведения и собственное настроение, которые представлены доминирующими цветосочетаниями различных цветов и оттенков, специфическими для каждого отдельного музыкального произведения.  В следствии работы с цветом можно наблюдать развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом, звуком, движением.  А так – же передача звука в цвете, выделение звука из общей цветовой гаммы. Создание цветовых композиций бессюжетным рисованием по прослушанному музыкальному материалу – это  поиск новых цветовых решений, попытка обагатить палитру звучания, восприятие  цвета эмоционально, использование его как средство выражения чувств и переживаний.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».